Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 12 мая 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/60096/

Покупатель в торговле голосует рублём

рубрика: Экономика
Автор: Беседовала Елена ОБУХОВА.
Фотографии: Фото Анны ЛУКИНОЙ.

По насыщенности торговыми площадями Ярославль входит сегодня в первую пятёрку российских городов, уступая только Москве, Санкт-Петербургу и Казани. Но нужно ли нам столько торговых центров, элитных магазинов, доступных только избранным? И вместе с тем каковы тенденции роста цен на основные товары широкого потребления? Председатель комитета потребительского рынка департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области Валентина ШИШИНА отвечает на эти и многие другие острые вопросы нашего корреспондента.


– Валентина Валерьяновна, наш центр города поражает обилием магазинов с дорогими товарами: золотом, мехами, элитной обувью и одеждой; и почти все они, кстати, принадлежат депутатам облдумы, народным избранникам. Но при этом в центре невозможно купить элементарные продукты питания, ведь «Центральный» гастроном закрыли.

– Его перепрофилировали. Но неправда, что негде купить хлеб и молоко. Да, бизнесу в центре города выгоднее торговать золотом, но там же расположен самый крупный и насыщенный товарами центральный рынок, где можно купить практически все продукты. И мы стимулируем создание небольших магазинчиков с набором товаров первой необходимости. Так называемые магазины шаговой доступности, то есть рядом с жилыми домами. А если жителю центра потребуется приобрести большой набор продуктов питания, то к их услугам бесплатные автобусы, которые доставят в любой супермаркет, где есть огромный выбор товаров и проводятся акции по снижению цен на определённые группы товаров.

– Но зачем столько торговых центров Ярославлю?

– Чем больше торговых точек, тем выше насыщенность разнообразными товарами, лучше их качество. Меня радует, что с каждым годом растёт торговый бизнес, развивается его инфраструктура, а значит и культура торговли. Это имиджевый элемент нашего древнего города, и он работает на туристическую привлекательность. Сегодня практически во всех районах Ярославля функционируют не только крупные торговые, но и развлекательно-деловые центры с кинотеатрами, боулингами, программами детского отдыха. Люди приезжают сюда семьями, чтобы с пользой провести время и со скидками приобрести товары и продукты.

Так, за последнее время в Ярославле открыто 104 предприятия торговли площадью 87 тысяч кв. м на 1,6 тысячи рабочих мест. Наиболее крупными являются: ТРЦ «РИО» на Тутаевском шоссе (64000 кв. м); торгово-офисный центр «Гигант» (8900 кв. м); ТЦ «Чкаловский» (1500 кв. м); гипермаркет «Спорт Мастер» на Москов­ском проспекте (5814 кв. м).

В настоящее время на территории Ярославской области действуют более тридцати крупных торговых международных, федеральных и региональных розничных сетей, которые открыли не менее 200 торговых объектов торговой площадью 114 тысяч кв. м.

И потребители чутко реагируют на эти положительные изменения, что заметно по результатам работы в торговой сфере. Покупатель голосует за изменения своим заработанным рублём. И это очевидно.

– А как организовано торговое обслуживание в сельской местности?

– Вот это как раз круг забот исполнительной власти, и положительные изменения происходят в отдалённых населённых пунктах, куда доставлять товары было трудно во все времена. Важно, чтобы люди и в глубинке были обеспечены товарами первой необходимости. С этой целью в нашей области разработана специальная целевая программа «Поддержка потребительского рынка на селе». В рамках её реализации бюджетам муниципальных районов предоставляются субсидии с целью возмещения части затрат организациям, которые занимаются доставкой товаров в сельской местности. По определённым дням недели, согласно установленным графикам, удобным для населения, индивидуальные предприниматели и торгующие организации осуществляют выездную торговлю. Правительство области возмещает часть затрат по доставке товаров более чем в тысячу отдалённых посёлков и деревень.

Ещё на протяжении многих лет у нас во всех районах области функционируют десятки социальных магазинов, в которых определённый перечень продуктов питания реализуется с пониженной торговой наценкой. У покупателей с низким уровнем доходов такие торговые точки пользуются большой популярностью.

– Вы занимаетесь мониторингом цен на основные продукты питания, каковы тенденции этого года?

– Да, мониторинг цен на основные продукты питания сотрудники нашего департамента проводят регулярно, не реже одного раза в неделю. Наши специалисты участвуют в заседаниях межведомственной рабочей группы по контролю ситуации с ценообразованием на территории области. В неё входят представители сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий, сетевых розничных торговых компаний.

Мониторинг цен очень важен, он позволяет следить за рыночными колебаниями. В феврале этого года, например, сводный индекс потребительских цен составил по отношению к предыдущему месяцу 100,7 процента, в том числе на продовольственные товары – 101; непродовольственные – 100,7. В продовольственной группе товаров продолжилось снижение цен на крупу овсяную, пшено, макаронные изделия, масло подсолнечное и виноград. По другим товарам отмечен рост цен: капуста подорожала на 20,7 процента, бананы – на 13,2 процента; картофель – на 7,1. Значительно подорожали сахар и яйца – на 8,6 и 6,9 процента соответственно. И незначительно, на 1 – 2 процента, выросли цены на мясо, мясные полуфабрикаты, сельди, смеси сухие молочные для детского питания, консервы фруктово-ягодные, шоколад и кондитерские изделия, кофе, мороженое и алкогольные напитки. Стоимость минимального набора продуктов питания на конец марта составила по области 2347,8 рубля и увеличилась на 1,1 процента.

– Отличаются ли цены на продукты питания в Ярославской области от цен в соседних регионах, не беря во внимание Москву и Подмосковье?

– Стоимость минимального набора продуктов на конец марта у нас была на 5,5 процента ниже среднего показателя по РФ и на 6,1 процента ниже, чем по Центральному федеральному округу. В октябре сводный индекс потребительских цен по области составил 100,7 процента по отношению к предыдущему месяцу. В сравнении с другими регионами это средний уровень: в Вологодской, Иванов­ской и Нижегородской областях сводный индекс потребительских цен составил 100,8 процента; Тверская – 100,6; Костромская – 100,7; Владимир­ская – 100,6.

– Можно ли влиять на ценообразование? Ведь когда повышаются цены на какие-либо продукты, население винит в этом именно власти.

– Напрямую мы не можем влиять на рост или снижение цен, особенно продуктов: хлеба, молока и мяса. Но можно активно работать с товаропроизводителями для полного насыщения рынка, продвигать их товары на местные и межрегиональные выставки-ярмарки, что мы и делаем. Ярославская область имеет богатый опыт в организации торговли сельскохозяйственной продукцией, для этого у нас имеется свыше 40 розничных рынков. Недавно прошла ярмарка выходного дня на площади Труда. Выставки-продажи ежегодно проводят садоводы-любители, торговые площади для них предоставляются бесплатно. На снижение цен направлены соглашения, действующие между правительством области и Яроблпотребсоюзом, а также торговым домом «Перекрёсток» – одно помогает обеспечивать товарами и услугами сельское население, другое способствует продвижению продукции местных производителей в городские магазины.

– Можно ли прогнозировать цены на этот год?

– По прогнозам Министер­ства экономического и социального развития, существенных изменений потребительских цен на хлеб и булочные изделия не предвидится, более стабильными станут цены на яйца, будут дешеветь куриное мясо, рыба, сахар, рис, гречка, овощи и картофель. Но подорожают свинина и говядина, продолжится незначительный рост цен на молоко и молочную продукцию. Будут и сезонные повышения и понижения цен.

– Возможно ли сбалансировать на прилавках наличие местных товаров и привозных? И цены на них?

– Можно постараться максимально насытить рынок товарами местных производителей и оказать им такую поддержку, чтобы цены на их продукцию были конкурентоспособными. Но многие товары всё равно придётся ввозить, как и прежде, например, сахар, растительное масло, фрукты, ранние овощи. При этом ассортимент привозной продукции должен быть широким, тогда доступнее станут и цены.

– А если импорт просто запретить или ограничить, как при советской власти?

– Монополизация торговли ведёт к ускоренному росту цен. Нет, запреты ни к чему хорошему не приведут, рынок сам должен регулировать цены в зависимости от спроса и предложения. Власти же обязаны помочь торговле обеспечить рыночное изобилие, широкую доступность и качество товаров. Главное – не допустить дефицита.

– А как его не допустить и способствовать обеспечению товарного изобилия?

– Для этого есть немало способов и рычагов, особенно при работе с местными производителями продуктов питания. В этом направлении у нас накоплен хороший опыт и проводится постоянная работа, причём не только с крупными сетевыми компаниями, но и с органами местного самоуправления. Сообща создаём удобные торговые площадки, привлекаем сельхозпроизводителей и фермеров к проведению ярмарок выходного дня. Всего на территории Ярославской области функционируют свыше 80 ярмарок на 2,3 тысячи торговых мест и 42 розничных рынка. Большую популярность у населения получила торговля разливным молоком напрямую от производителя. Этот продукт на 30 – 40 процентов дешевле да и по качеству несравним с тем, что продаётся в фасованном виде.

– Какие местные продукты сейчас пользуются наибольшим спросом?

– Хлебобулочные изделия, яйцо, молочная и мясная продукция, овощи и картофель. Правда, не обходится без проб­лем с обеспечением картофелем и овощами, но это было связано с неурожаем. Недобор восполняется поставками из Белоруссии, Воронеж­ской области и других регионов.

– Сейчас на овощных рынках много импортных ранних овощей…

– Это положительный момент и лишний раз доказывает, что изобилия товаров можно добиться, если у потребительского рынка не будет границ.

– А как вы лично относитесь к идее государственного регулирования цен?

– Никакого прямого регулирования быть не может! Мы должны понимать, что ни торговля, ни тем более производители продукции себе в убыток работать просто не смогут, потому что разорятся и станут банкротами. Сегодня на област­ном потребительском рынке функционирует свыше 10,5 тысячи стационарных торговых точек общей площадью более миллиона квадратных метров, в том числе 5,8 тысячи магазинов, 700 павильонов, 97 торговых комплексов и 957 торговых центров, свыше двух десятков торговых домов. Представьте, что произойдёт, если завтра им продиктуют цены, по которым они должны продавать товары!

А суммарная обеспеченность торговыми площадями в нашей области составляет 820 квадратных метров на тысячу жителей, или на 77 процентов выше нормативного стандарта. В Ярославле, к примеру, этот норматив превышен более чем в два раза. Но если бы площадок для торговли было меньше, это неизбежно привело бы к монополии на товары и росту цен. Рыночная аксиома – чем больше разных форм торговли и шире ассортимент, тем должно быть выгоднее для покупателя. Этого мы и добиваемся. У нас по продуктам питания создано товарных запасов почти на месяц бесперебойной торговли. Главное, что пустых прилавков на территории области нет и, надеюсь, никогда не будет.

– Да, выбор товаров сейчас действительно широкий, но вот качество их не всегда высокое. А вы сами предпочитаете покупать продукты питания для своей семьи в супермаркетах или на рынке?

– Я хожу на центральный рынок и отдаю предпочтение продуктам местных производителей. Тем более я их знаю и с уважением отношусь к их нелёгкому труду. Из обилия хлебобулочных изделий я чаще выбираю чёрный хлеб, который выпекается по старинным технологиям и содержит все необходимые для организма сбалансированные микро- и макроэлементы. Из мясных продуктов стараюсь брать не замороженное, а парное или охлаждённое мясо, свежую птицу. Неизменным спросом в нашей семье пользуются овощи, выращенные на ярославской земле. Я приучила к ним свою семью, они полезны для здоровья. Человеку лучше питаться продуктами, произведёнными в той местности, где он постоянно проживает.

– Вы довольны своей работой в этой должности? Всё ли вы делаете для населения региона, что в ваших полномочиях?

– Сделано много, но чем больше делаешь, тем очевиднее понимаешь, что впереди работы ещё больше. По развитию инфраструктуры и насыщению товарами, да, результат виден. Но вот по улучшению качества товаров надо ещё много трудиться. Люди травятся, жалоб поступает много, по каждой тщательно разбираемся, проводим экспертизы, предъявляем претензии той торговой точке, которая это допустила. Но количество жалоб не уменьшается. Торгуют просроченными товарами, товарами, на упаковках которых написано совсем не то, что есть на самом деле в продукте, и т. д. В этом направлении надо поработать и законодательной власти, чтобы ужесточить ответственность за продажу некачественных товаров. Ведь от этого зависит здоровье и жизни людей. Вот направление работы, которое сейчас будет приоритетным, и, поверьте, буду делать всё, чтобы на наших прилавках были только качественные продукты.