Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 12 ноября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/634/

Почем нынче киловатт­час?

рубрика: Экономика
Автор: Семен АВДЕЕВ

Тарифы на тепловую и электрическую энергию для потребителей должны быть утверждены еще до принятия субъектами Федерации своих региональных бюджетов. Так предписывает действующий закон о тарифном регулировании.


Директор департамента тарифного регулирования РАО «ЕЭС России» Игорь Кожуховский напомнил это законодательное требование всем собравшимся на всероссийскую селекторную пресс-конференцию, посвященную теме предстоящего изменения тарифов:

– Впервые в нынешнем году государственные регулирующие органы утверждают тарифы не для единых региональных энергокомпаний. В ходе реформирования отрасли они были разделены, и теперь следует определять тарифы отдельно для генерирующих компаний, отдельно – для передающих энергию по сетям и отдельно – для сбытовых. У каждой из них свои особенности, которые нельзя не учитывать. Но потребителю об этом знать необязательно. Мы должны сделать все, чтобы он не почувствовал на себе произошедших изменений. Даже не так: на потребителе изменения должны сказываться только позитивно!

Конечные тарифы для потребителей, то есть те платежи, которые они будут отдавать за потребленную тепловую и электрическую энергию, не должны выходить за рамки предельных уровней тарифов, определенных в приказе Федеральной службы по тарифам (ФСТ) в августе 2005 года. Конкретные их значения утверждают региональные регулирующие органы. Эти же органы (в Ярослав-ской области им является департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов) утверждают размер платы за передачу электроэнергии по распределительным сетям. Но на конечную цену энергии влияет не только она. ФСТ утверждает тарифы электростанций, поставляющих энергию на оптовый рынок, тарифы покупки этой электроэнергии с оптового рынка (а около половины электроэнергии, потребляемой в нашем регионе, как известно, поступает с оптового рынка), другие обязательные платежи. Лишь когда станут известны все составляющие, региональный регулирующий орган сможет установить точный размер тарифа для потребителей на 2006 год.

Произойдет это, судя по опыту прошлых лет, в двадцатых числах декабря. Но уже сейчас можно смело утверждать, сказал Игорь Кожухов-ский, что средний по России рост тарифа на электроэнергию не превысит 7,5 процента. Прогнозируемый на следующий год уровень инфляции на два процента выше.

– Мы – единственная естественная монополия в стране, кто по собственной инициативе с 2004 года удерживает рост тарифов ниже величины инфляции, – отметил директор департамента. – Задача снижения инфляции названа президентом одной из первоочередных, и мы считаем своим долгом внести лепту в ее решение.

Правда, тарифы на электроэнергию для населения вырастут несколько больше. В разных регионах и для различных групп населения рост может составить от 15 до 25 процентов. Объясняется это тем, что в нынешнем году население оплачивает пока лишь 60 процентов фактической стоимости потребляемой электроэнергии. Недополученные суммы компенсируются за счет повышенных тарифов для промышленных предприятий. То есть все еще сохраняется так называемое перекрестное субсидирование. О том, чем вредно такое положение, говорилось уже много. В конечном счете страдает от него само же население! Потому что слишком высока из-за дорогой энергии себестоимость продукции отечественных предприятий. Потому что, если предприятие находит вдруг продавца более дешевой энергии, недополученные от него средства либо лягут еще большим бременем на другие предприятия, либо эти деньги в конце концов придется взять каким-то образом с населения.

Чтобы не возникало таких неожиданностей, тарифная политика российского правительства направлена на ликвидацию перекрестного субсидирования. Поэтому регулирующие органы устанавливают тарифы на электроэнергию для населения с ростом, превышающим рост тарифов для промышленности. В 2005 году увеличение тарифов для населения составило 19 процентов при росте их для промышленности на 5 процентов. В 2006 году ожидается примерно такое же соотношение этих темпов. После ликвидации перекрестного субсидирования, что ожидается уже в 2007 – 2008 году, опережающий рост тарифов для населения прекратится.

Но и нынешние, казалось бы, не самые низкие темпы роста тарифов на самом деле практически не отражаются на семейных бюджетах рядовых потребителей. На пресс-конференции была приведена такая совершенно бесспорная статистическая выкладка. Средняя семья потребляет в месяц примерно 150 – 200 киловатт-часов электроэнергии и платит за нее 250 – 300 рублей. Рост тарифа на 19 процентов приведет к увеличению ежемесячных платежей на 36 – 50 рублей. Бюджет обычной семьи (например, два госслужащих и ребенок) – около 10 тыс. рублей в месяц. Расходы на оплату электроэнергии составляют 3 процента, а ожидающийся рост их – не более 0,5 процента от бюджета семьи. Более того, рост доходов населения опережает рост тарифов на электроэнергию! Только за 5 месяцев 2005 года, по данным Росстата, денежные доходы в расчете на душу населения выросли на 34,5 процента – с 5,33 до 7,17 тыс. рублей в месяц. Не следует забывать и о социальной защите малообеспеченных слоев населения, отметил докладчик. Многие категории потребителей коммунальных услуг (и электроэнергии в том числе), такие как ветераны, инвалиды и ряд других, получают льготы – 50 процентов стоимости. Действует и система жилищных субсидий. Пользуются ими семьи, чей доход ниже прожиточного минимума либо чьи затраты на коммунальные платежи превышают установленные стандарты величины соб-ственных трат. Федеральный стандарт позволяет семье, тратящей на оплату жилищно-коммунальных услуг более 22 процентов своих доходов, претендовать на получение субсидии. А в городе Ярославле, например, в отопительный период получить субсидию можно при собственных тратах свыше 10 процентов.

О том, как и почему изменятся в 2006 году тарифы на электроэнергию в Ярослав-ской области, рассказали руководители трех региональных энергокомпаний – ОАО «Ярославская энергетическая компания» (ЯЭК), представляющего генерирующую отрасль, ОАО «Ярэнерго», осуществляющего транспортировку энергии по электрическим сетям, и ОАО «Ярославская сбытовая компания» (ЯСК), чьи функции ясны из названия.

Ближе всего к потребителю сбытовики. Заместитель генерального директора ОАО «ЯСК» Виктор Усольцев уверил собравшихся, что тариф на электрическую энергию для городского населения в следующем году будет меньше предельной максимальной величины, которая установлена ФСТ для нашего региона, – 1 рубль 38 копеек за киловатт-час электроэнергии. По отношению к действующим сейчас тарифам (1,10 руб./кВт-ч для городского населения и 0,77 – для сельского) их рост будет примерно таким же, как и в среднем по стране, – 15 – 25 процентов. А суммарный для всех потребителей рост тарифов окажется даже ниже среднероссийского – 5,8 процента.

Ярославскую энергетическую компанию представляли заместитель генерального директора ОАО «ЯЭК» Борис Кутенко и начальник управления тарифного регулирования компании Василий Потапов. Представителей генерирующей отрасли более всего заботит рост цен на топливо. В затратах для производства электрической энергии топливо составляет 67 процентов. Чтобы при существующих темпах роста цен на газ и нефте-продукты, и в частности на мазут, удержать минимальный уровень повышения тарифов, энергетики вынуждены максимально снизить норму соб-ственной прибыли. Сейчас она равна всего 3 процентам. Впрочем, и в лучшие годы не поднималась выше 5.

Заместитель генерального директора ОАО «Ярэнерго» Евгений Гайворонский и начальник управления тарифообразования компании Николай Лаврентьев (на снимке справа налево) представляли самый разветвленный в буквальном смысле энергетический сектор. Их предприятие работает там, где есть электрические провода. А провода, как известно, есть везде. Они доводят энергию, выработанную на электростанциях, до каждого потребителя. Поддержание в работоспособном состоянии и развитие сетевого и трансформаторного хозяйства – главная задача «Ярэнерго». И практически основная составляющая сетевой части суммарного тарифа на электрическую энергию. Эти деньги – примерно 25 – 27 процентов в общей сумме тарифа на электрическую энергию (для сравнения: доля генерирующей компании – около 60 процентов, доля сбытовой – около 10) – будут расходоваться, во-первых, на ремонт существующего хозяйства, во-вторых, на реализацию инвестиционной программы (провода, несущие опоры, различное оборудование требуют замены на более современные). Наконец разработана и должна быть реализована программа модернизации средств учета. Необходимо точно знать, сколько энергии произведено, сколько отдано потребителю и каковы потери в сетях. Только в этом случае можно будет всегда совершенно точно отвечать на вопрос, за что конкретно потребители платят деньги по утвержденным для них тарифам и на что расходуются собранные с них деньги.