Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 02 марта 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/7069/

Чистой воды хватит всем

рубрика: Экономика
Автор: Валерий ПРОХОРОВ

Генеральный директор МУП «Ярославльводоканал» Александр Аниськин как­то признался, что одна из недавних публикаций в местной газете сильно задела его профессиональное самолюбие. В заметке низко оценивалось качество ярославской водопроводной воды. Автор публикации чуть ли не призывал повсеместно открыть киоски и торговать в них бутилированной водой.


– Интерес бизнесменов, готовых торговать хоть водой, хоть воздухом, в принципе понятен, но зачем же заострять внимание на проблеме, которой не существует в Ярославле, – говорит Аниськин. – Если не принимать всерьез ту провокационную публикацию, к водоканалу у населения практически нет претензий. Гораздо больше сейчас проблем, например, в теплоэнергетике. А о нас стали забывать. И это хорошо! Поскольку люди привыкли к порядку в системе водоснабжения и канализации, словно это само собой разумеется. Но на самом деле просто так ничего не происходит. В основе порядка и четкой организации – огромный труд коллектива.

Нынешняя, непредсказуемая по погодным условиям зима устроила серьезный экзамен ярославскому «Водоканалу». В частности, большими неприятностями могли грозить несанкционированные сбросы воды на Рыбинском гидроузле. Но все обошлось. Ситуация как была, так и остается вполне управляемой. Санитарно­химические и микробиологические показатели воды в Ярославле в норме. За весь прошлый год, да и в уже наступившем на станциях и в резервуарах чистой воды не зафиксировано ни одного нарушения по микробиологии.

Вода – это живой организм. В ней присутствует в определенной концентрации вся таблица Менделеева. К примеру, норматив по железу – 0,3 млгр. на литр. А на ярославских станциях стартуют с отметки 0,1, то есть с солидным запасом. Чтобы, как говорят специалисты «Водоканала», «потребитель не почув­ствовал железа на языке» после транспортировки воды по многокилометровому трубопроводу. «Водоканал» гарантирует чистую воду, которая идет до границы внутридомовой разводки, а здесь уже от самих жильцов немало зависит. К примеру, утром, прежде чем набрать в чайник воды, нелишним будет немного подержать кран открытым, чтобы потоком воды внутри трубы смыло взвеси. Делать это надо, даже если в квартире установлен водомер. Здоровье дороже нескольких сэкономленных копеек, и мы верим в здравый смысл людей: наши услуги будут востребованы.

Протяженность водопроводных сетей по Ярославлю – около тысячи километров.

– Лет пять назад вода такой чистой, как сейчас, не была, – признается гендиректор А. А. Аниськин. – За эти годы за счет внедрения новых технологий качество питьевой воды заметно улучшилось и отвечает самым высоким требованиям.

– О новых технологиях не мешало бы узнать тем, кто собирается торговать водой в киосках...

– Пожалуй... На всей цепочке станций водоподготовки строго соблюдаются регламентные работы по чистке резервуаров чистой воды. Мы заменили все фильтры. Система углевания на станциях, которую мы применяем, способствует абсорбции неприятных запахов воды, что особенно актуально в весенне­летний период, когда бурно развиваются микроводоросли. Использование жидкого коагулянта значительно улучшило обработку воды, обеспечило автоматическую дозировку подачи реа­гентов, здесь фактически исключен тяжелый физический труд.

– Александр Алексеевич, не секрет, что «Водоканал» – предприятие химически опасное. Для обеззараживания воды все еще применяется хлор. Хлопот с ним, согласитесь, немало...

– Еще бы. Ведь достаточно парами этого вещества подышать 5 – 6 секунд, и летальный исход обеспечен. Но у нас, как говорится, все под контролем. Утечек хлора не было ни разу.

Но город растет. Плотность населения увеличивается. Чтобы исключить так называемый человеческий фактор в ходе обеззараживания воды, нужно переходить на новые, менее опасные вещества. К примеру, в наших планах перевод Южной и Центральной водопроводных станций на гипохлорид. К сожалению, самые ближайшие к нам города, где производится гипо­хлорид натрия, это Дзержинск и Павлов Посад, до них 200 – 300 километров. В гипохлориде мы очень нуждаемся. Есть определенные надежды на ярослав­ских предпринимателей, особенно тех, кто занят в нефтехимической отрасли. Если бы они наладили производство этого реагента на промышленной основе и в достаточных объемах, то мы обеспечили бы их заказами на длительный период. К сожалению, здесь пока, как говорится, конь не валялся. Деловые люди предпочитают менее хлопотный бизнес. Пока в Ярославле не удается добиться выделения участка для столь нужного городу производства.

ЕВРОПА НАМ ПОМОЖЕТ

– Ярославскому «Водоканалу» уже более 120 лет. По городу идут разговоры о «второй молодости» возглавляемого вами предприятия. Каковы масштабы реконструкции и во что это выльется в деньгах?

– Я бы хотел уточнить. Параллельно с разговорами полным ходом идут работы на основе «Программы совершенствования системы муниципального водоснабжения и водоотведения Ярославля».

Европейский банк рекон­струкции и развития предоставляет займ для софинансирования проекта. Летом прошлого года завершилось строитель­ство нового водовода в микрорайон Сокол. Новый участок водовода фильтрованной воды диаметром 700 мм и протяженностью 3,7 км проложен от Суздальского шоссе до реки Дунайки. Надежное водоснабжение Сокола реально обеспечит потребности этого быстрорастущего городского района. Цена контракта здесь 60,6 млн. рублей. Завершается модернизация четырех насосных на Северной водопроводной станции, идет отладка установленного технологического оборудования. Это обойдется в 300 млн. рублей. В мае этого года предполагается завершить и этот контракт.

Еще один важный объект – строительство водовода диаметром 1000 мм и протяженностью 17 км от Северной до Южной водопроводной станции. Завершение его позволит не только уйти от покупной сырой воды у НПЗ и получить тем самым экономическую выгоду, но и значительно улучшить качество воды для жителей Южного микрорайона, поскольку вода пойдет только из Волги, а не из Которосли, как сейчас, где она по биологическим показателям хуже. На осуществление этого проекта будет потрачено 420 млн. рублей.

– Сегодня в Ярославле со стороны предпринимателей, особенно тех, кто занимается строительным бизнесом, негативно оценивается решение муниципалитета города о введении так называемой платы за подключение. Дескать, «Водоканал» теперь будет жировать на этом.

– Да, в начале февраля в развитие федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» муниципалитет действительно утвердил инвестиционную программу нашего предприятия по развитию системы водоснабжения и водоотведения на 2007 – 2011 годы. Именно в качестве источника финансирования строительства объектов этой программы депутаты и ввели плату за подключение.

– Сколько объектов будет построено в рамках программы?

– Восемнадцать новых и два существующих будут модернизированы на общую сумму 1781670 тыс. рублей, в том числе по водоснабжению – 623429 тысяч, по водоотведению – 1158241 тыс. рублей, что обеспечит потребности нового жилищного строительства и возведение объектов социально­культурной сферы.

– Какова же величина тарифов на подключение?

– 23 тыс. рублей и 43 тысячи за подключение к системам водоснабжения и водоотведения соответственно без НДС за один кубический метр в сутки.

– С чем же все­таки не согласны те, кому придется платить эти деньги?

– Вопрос крайне сложный и простой одновременно. На протяжении длительного исторического периода отрасль оставалась и остается заложником больших политических игр, выступая в роли разменной карты в ходе избирательных кампаний и буфером в сдерживании негативной реакции населения на проводимые в стране реформы за счет искусственного сдерживания тарифов. Отрасль целена­правленно, подчеркиваю, целенаправленно, в угоду сиюминутным интересам отдельных политиков вели к краху.

Ситуация с тарифами на подключение – лишнее тому подтверждение. Уже в ходе обсуждения вопроса часть депутатского корпуса, напрямую заявляя о том, что скоро выборы и избиратели нас не поймут, начали оспаривать принятое решение, мотивируя это тем, что произойдет увеличение стоимости вновь возводимого жилья. Причем никто из них и не вспомнил вслух о том, что до этого действовали технические условия на подключение, реализация которых подчас стоила гораздо больше. Почему? Понятно, что первая причина, действительно выборы, ну а вторая в том, что, пользуясь близостью к власти, у части застройщиков всегда была возможность повлиять на неразумных «водяных» и отменить те или иные технические условия или сделать их более «щадящими» для себя. Другие застройщики просто выжидали, кто первым придет на стройплощадку и выполнит технические условия. Теперь, когда система выдачи техусловий отменена, тянуть «резину», выжидать, уже нет никакого резона. Как говорится, «заплатил и спи спокойно».

Так что введение тарифа на подключение не только обеспечивает развитие муниципального водоснабжения и водоотведения, но и делает всю систему обеспечения коммунальными услугами вновь возводимых объектов прозрачной и открытой, создавая для всех застройщиков равные условия.

И уж, конечно, ни о каком обогащении «Водоканала» за счет этих средств не может быть и речи. Давайте зададимся вопросом: какова главная задача нашего предприятия? Она прежде всего в обеспечении нормальной эксплуатации существующих сооружений и сетей. Да, по­человечески нам понятно стремление людей, которые расширяют производ­ство, строят новое жилье и хотят отделаться, что называется «малой кровью», подключившись к существующим сетям, ничего не платя. Но ведь так быть не может. Допустим, если проложена труба диаметром 100 мм, то по ней может течь только определенное количество воды. Больше того, что она может пропустить при таком диаметре, не пропустишь. Взять тот же микрорайон Сокол. Водовод и раньше там был, однако его пропускная способность не позволяла обеспечить вновь строящиеся дома надежным водоснабжением. Эту задачу выполняет сейчас новый участок водовода, на который потрачены миллионы. Вы вправе задать вопрос: вот ведь нашли и мэрия, и «Водоканал» деньги на строительство данного водовода – взяли кредит ЕБРР, почему бы и дальше не идти по проторенной дороге? Да, но при этом деньги на инвестиционную составляющую деятельности предприятия необходимо было бы включить в общие тарифы на подключение для всего населения. Справедливо ли это? Почему за тех, кто строит новые объекты и получает при этом немалую экономическую выгоду, должно платить все население? Почему за обеспеченного человека, способного приобрести элитную квартиру в центре города, должна рассчитываться бабушка­пенсионерка из частного сектора, у которой и удобства­то все во дворе? Вот уж в этом случае избиратели точно не поняли бы ни нас, ни депутатов.

– Александр Алексеевич, выходит, что государство тем самым переложило основное бремя расходов на бизнес в пользу населения?

– Именно так, в пользу абсолютного большинства населения. К тому же немаловажно и то, что данная инвестиционная программа, по сути, является программой муниципальной, а не «Водоканала». Деньги от тарифов на подключение станут аккумулироваться на отдельном счету, и у депутатов муниципалитета не только всегда будет возможность контролировать их расходование, но и при желании определять исполнителя данной инвестиционной программы, которым может быть и не «Водоканал».

РЕАНИМАЦИЯ «ВОЗДВИЖЕНЬЯ» НЕИЗБЕЖНА

У нас же работы еще очень много. Жители Ярославля привыкли потреблять 300 тысяч кубов воды в сутки. Производ­ственные мощности «Водоканала» составляют те же 300 тысяч кубических метров. То есть запаса нет. Сооружения стареют. У руководства «Водоканала» болит голова о том, чтобы во­время провести реконструкцию на Северной, Южной и Центральной станциях. А это сложно будет сделать без возобновления строительства комплекса водоочистных сооружений «Воздвиженье».

– Эту станцию мы собираемся реанимировать нетрадиционным путем, – говорит Аниськин. – Он заключается в том, чтобы привлечь частного инвестора, который доведет до ума объект, начатый югославами в 1991 году и благополучно ими «запоротый». За готовую станцию мы рассчитаемся в течение двадцати лет, и затем она станет нашей собственностью. Есть решение мэра Ярославля о проведении торгов. Интерес к конкурсу уже проявили во Франции, Германии, Великобритании, Турции. Среди претендентов есть и несколько российских компаний, в частности, РАО «ЕЭС».

– Что даст ввод в эксплуатацию КВС «Воздвиженье»?

– Очень многое. Новая станция позволит обеспечить потребителей Ярославля питьевой водой в количестве 100 тысяч кубометров в сутки. У нас будут тогда развязаны руки для проведения крупных реконструкций на трех имеющихся станциях. Но это вовсе не значит, что в настоящее время они работают в ущербном режиме. Вот уже седьмой год на нашем предприятии ведется тотальная модернизация оборудования и внедрение новых технологий. Диспетчерская служба переходит на автоматизированную систему контроля за работой ПНС (подкачивающих насосных станций). Их у нас 90, и большинство из них управляются на расстоянии нажатием кнопки. Канализационные насосные станции переходят на тот же режим – автоматический. А это экономия транспорта, бензина, людских резервов.

В два­три раза увеличен межремонтный период насосных агрегатов за счет установки регулируемых приводов насосного оборудования. До минимума сведены гидравлические удары в трубопроводах.

Эти и многие другие новшества, применяемые на предприятии, позволяют оказывать высококачественные услуги почти ста процентам населения Ярославля. Никто в городе не обделен чистой водопроводной водой. И нет никакой необходимости покупать ее в киосках, к чему призывают «водяные» с коммерческой жилкой.



* * *
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ