Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 25 апреля 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/7844/

ГОЭЛРО третьего тысячелетия

рубрика: Экономика
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ

Так называют сегодня непревзойденную по своим масштабам ни одной отраслью страны инвестиционную программу РАО «ЕЭС России». Только в минувшем году в стройки электроэнергетики вложено средств вдвое больше, чем за все 15 «рыночных» лет.


А новая инвестпрограмма до 2011 года предполагает освоение

на строительстве электростанций и линий электропередачи свыше трех триллионов рублей.

На ближайшую пятилетку энергетики готовы закупить 120 газовых и 67 паровых турбин, 125 котлов для ТЭЦ, 70 паровых турбин для угольных ГРЭС и ТЭЦ, 45 гидротурбин и 43 гидрогенератора. Приобретение этого хозяйства даст тяжелой промышленности и энергомашиностроению до 2011 года заказов почти на 900 миллиардов рублей. И это только на «железо». А ведь еще потребуются цемент и нерудные материалы, кабели и провода. Только заказы на строительные материалы с 300 млн. руб. увеличатся до 1,8 млрд.

Зримые следы реформы

И это не благие пожелания. Совсем недавно мы в Ярославле стали свидетелями пуска современной теплофикационной турбины на Ярославской ТЭЦ­2. Нового теплофикационного оборудования на этой ТЭЦ не вводили 37 лет. И вот территориальная генерирующая компания ТГК­2 ввела крупнейший в Ярославской области и один из самых мощных в России энергоблок общей стоимостью 830 миллионов рублей.

В 2006 году значительные инвестиции вложены и в модернизацию сетевого хозяйства области. ОАО «Ярэнерго» вводило новые подстанции, линии электропередачи, расширяя возможности для подключения новых потребителей, более развернутого жилищного и социального строительства. В какой­то мере энергетики обогнали потребности городской инфраструктуры и стимулируют ее поступательное развитие, а дальнейшие инвестиционные программы ОАО «Ярэнерго» дадут новое «дыхание» и строительству на селе.

Неизбежность перемен

Возрастающие темпы модернизации энергетического хозяйства России при этом не потребовали многократного увеличения тарифов на потребляемую энергию, что было бы неизбежно без реструктуризации РАО «ЕЭС России» и выделения из него в самостоятельные конкурирующие компании инвестиционно­привлекательных сегментов, таких как генерация: ГРЭС и ТЭЦ, сбыт электроэнергии, энергоремонт и других. Многолетний застой в энергетике в новых экономических условиях, финансирование ее по принципу «латания дыр» во многом и объясняется тем, что ни один крупный инвестор не стал бы вкладывать деньги в развитие государственной монополии. А сделать это надо было в кратчайшие сроки. Промышленность стала подниматься на «ноги», и в 2006 году дефицит электроэнергии уже составил 1200 МВт.

Все мы помним жесткие графики, веерные отключения неплательщиков за электричество, неимоверные усилия региональных энергетических компаний, совместные с администрациями областей и республик соглашения и штабы, направленные на то, чтобы обеспечить стопроцентный сбор платежей с потребителей по гостарифам. Но скоро стало ясно, что и при идеальной дисциплине платежей этих средств хватит лишь на то, чтобы поддерживать энергосистему страны в рабочем состоянии, выполнять графики ремонтов, вовремя платить зарплату. Но это не те деньги, которые нужны для строительства новых станций, линий электропередач. Требуются в разы большие инвестиции. Государство, конечно, могло бы и такие деньги взять у налогоплательщиков, но нашу налоговую систему и без того не назовешь гуманной, ее ужесточение вызовет спад деловой активности.

Выход был один: реформирование естественной монополии

26 марта четыре года назад президент Владимир Путин подписал пакет законов, согласно которым в нашей стране началась реформа энергетики. Противники реформы пугали тогда народ ужасами, которые ждут Россию, если крупнейшая в стране монополия разделится на десятки акционерных обществ. Сегодня эти страхи позади. Реформа идет к финишу, а потребители даже не ощутили каких­либо неудобств, провалов в электроснабжении. По словам главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса, план реформы завершен на 90 – 95 процентов. Достигнуты ее главные цели: первая – приход в отрасль инвесторов, готовых вкладывать деньги, и вторая – заработал конкурентный рынок, где электричество продается по свободным ценам.

Рыночный механизм в энергетике особый, не такой, как во многих других отраслях. В большинстве стран мира электростанции принадлежат частным компаниям, акционерам. А сети, особенно магистральные, наоборот, строго контролируются государством и остаются монопольными. Тогда государство снимает с себя обязанность поддерживать бюджетными деньгами сооружение ГРЭС, ТЭЦ и других крупных производителей электроэнергии с очень долгим сроком окупаемости, но может сосредоточиться на финансировании инвестпрограмм сетевых предприятий. Частные электростанции, соревнуясь между собой, внедряя современное более эффективное энергооборудование, стараются экономить топливо и на этой основе завоевать рынок поставкой более дешевой электроэнергии с высокой надежностью снабжения потребителей.

По этому пути пошла и российская реформа энергетики. Региональные АО­энерго разделились на генерирующие, сбытовые и сетевые компании. Затем генерирующие мощности распределили между шестью территориальными компаниями (ТГК), с таким расчетом, чтобы каждая из этих шести обеспечивала примерно равными энергомощностями крупнейших электростанций закрепленную территорию и промышленный потенциал страны. Кроме того, создано 14 ТГК по экстерриториальному принципу из электростанций и ТЭЦ. Все магистральные сети переданы Федеральной сетевой компании, которая остается под контролем государства.

Откуда пришли деньги

Как только в прошлом году завершилось формирование компаний конкурентного сектора, в энергетику пошли частные инвесторы.

– То, о чем мы с вами так долго говорили, – подытожил в начале этого года на всероссийском совещании генеральных директоров энергокомпаний председатель правления ОАО РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, – то, на что были направлены все наши преобразования в электроэнергетике, то, ради чего задумывалась реформа отрасли, а именно – приток частных инвестиций – осуществилось.

Анатолий Борисович имел в виду первые полмиллиарда долларов, полученных в прошлом году на техническое перевооружение отрасли в ходе дополнительной эмиссии акций ОАО «ОГК­5» и еще трех миллиардов 100 тысяч долларов, полученных в результате размещения акций ОАО «ОГК­3».

– Хочу сказать еще об одном событии... – продолжил председатель правления. – Это, собственно, запуск оптового и розничного рынка. Именно то, что является, без всякого преувеличения, сердцевиной преобразований... Без всякого преувеличения, никаких частных инвестиций мы бы не получили – ни миллиардов, ни миллионов долларов, ни одного доллара вообще, если бы этого не сделали.

Доля рынка, по его мнению, составляющая сегодня в электроэнергетике 17 – 20 процентов – это тот росток, который «в правильном направлении продвигается».

Реформа электроэнергетики формально закончится в 2008 году, но преобразования на этом не завершатся. Либерализация рынка будет набирать обороты. К 2011 году, до которого рассчитана новая инвестиционная программа РАО «ЕЭС России», 100 процентов электричества будет продаваться по рыночным ценам. Вот только населения это пока не коснется. Оно по­прежнему будет покупать его по регулируемым государством тарифам.