Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 25 мая 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/8170/

Битва за пяди земли

рубрика: Экономика
Автор: Валерий ПРОХОРОВ

В СПК «Михайловское» внешне жизнь протекает вроде бы спокойно и размеренно. В полях мирно гудят трактора, на животноводческом комплексе ухоженные коровы пережевывают жвачку. В поселке Кузнечиха на мини­рынке возле шоссе торгуют всякой всячиной. Да и в конторе хозяйства, к лидерству которого по многим позициям в области давно привыкли, тоже все как обычно. На доске объявлений очередная сводка о ходе посевной. В просторных коридорах баррикад не заметно. А между тем священная война за землю уже давно идет в этом хозяйстве.


«Золотые палаты» сулят золотые горы

Поначалу, а именно с того момента, когда вступил в силу федеральный закон «Об обороте земель сельхозназначения», линия фронта проходила по Подмосковью. Практически во всех районах столичной области начали действовать рейдерские группировки, активно прибиравшие к рукам соб­ственность предприятий и земельные наделы, которые принадлежали работникам колхозов и совхозов.

Нынче рейды отечественных завоевателей, освоивших земли вокруг столицы, стали распространяться на ближайшие к Москве области. Одной из первых под прицелом оказалась Ярославская. Опираясь на разрешающий продавать землю закон, принятый депутатами последнего созыва, расторопные столичные ребята положили глаз на землю, которая в начале 90­х во всех сельхозпредприятиях страны перешла в долевом измерении в собственность работников колхозов и совхозов, пенсионеров, бюджетников, имеющих отношение к сельскому хозяйству. Не обделили вниманием рейдеры и СПК «Михайловское». И не в последнюю очередь по той причине, что Ярославский район, на территории которого находится этот кооператив, очень выгодно расположен – граничит с областным центром, буквально напичкан коммуникациями, опоясан добротными дорогами. Ну чем не идеальное место для строительства коттеджей, развития бизнеса и т. д.

Понимая, что линия фронта приближается, в СПК «Михайловское» решили в конце мая 2005 года провести собрание дольщиков. Еще раньше (надо отдать должное чутью и предусмотрительности «михайловцев») – в период с 1999 по 2000 год в этом кооперативе была вполне цивилизованно проведена сделка по передаче 130 долей в уставный капитал СПК. А в ходе майского позапрошлогоднего собрания все вместе решили, что если кто­то захочет выделиться не виртуально, а в натуре, то не будет никаких препятствий к тому. Четко было определено, в каком именно месте участки будут отводиться в первую очередь.

В феврале прошлого года московские коммерсанты­разведчики десантировались в Кузнечихе, обозначив себя представителями фирмы ООО «Золотые палаты», а позже трансформировавшись в «Управляющую компанию». Но суть не в названиях, а в целях и методах начавшейся незамедлительно кампании по «охмурению» селян. Приезжими гражданами была предпринята массированная атака на участников долевой собственности с намерением скупить доверенности на право распоряжения земельными долями. В ходе задушевных бесед с дольщиками, которых эмиссары приглашали в местный ДК или отлавливали на улице (особенно налегали на пенсионеров) агитаторы заверяли, что данное хозяйство катится в пропасть и что есть надежная команда, которая способна и готова не только предотвратить катастрофу, но и поднять производство до небес.

Но сначала, дескать, надо проявить сознательность и дальновидность и смело доверить свои доли потенциальным работодателям. А не то, мол, останетесь на бобах. Тем более, удивлялись агитаторы, непонятно ваше нежелание при столь низких зарплатах уступить доли приличным людям за приличные деньги. К слову, среднемесячная зарплата работников СПК «Михайловское» на сегодня 8 тыс. рублей, то есть самая высокая среди сельхозпредприятий области.

– Больше всего вызывает удивление и возмущение, что пришельцы посягают на земельные доли, внесенные в уставный капитал, которым уже владеет СПК, – говорит заместитель директора кооператива Владимир Галкин. – А между тем 130 долей зарегистрированы в земельном комитете. Кстати, заверенные договоры и свидетельства с отметкой о внесении доли в уставный капитал были переданы в СПК для последующей регистрации права.

Суд, как рычаг...

Если бы не появившиеся на горизонте рейдеры, суд с участием представителей СПК скорее всего ограничился бы одним заседанием, рутинной процедурой выяснения того, был ли договор и выполнены ли обязательства сторон. На самом деле и договор был, и стороны, его подписавшие, к нему претензий не имели. Но так было до тех пор, пока не засучили рукава москвичи. Они просто не могли не воспользоваться таким мощным рычагом, как суд. Если как следует поработать с контингентом, можно на 180 градусов повернуть настроение людей.

Достаточно для этого опустить в почтовые ящики дольщиков письменные обещания купить право на долю ну, скажем, за 30 тысяч целковых. Посулив такую сумму из неведомых закромов, авторы «писем счастья» предложили внесшим свою долю в уставный капитал СПК заявить в суде, что, их силком заставили подписать тот договор. Некоторые клюнули. Но многие все же оказались порядочными людьми, по достоинству оценили многолетнюю заботу о них хозяйства и подтвердили, что вполне осознанно, без какого бы то ни было давления приняли решение внести свои доли в уставный капитал.

Уже состоялись несколько судебный заседаний. Под разными предлогами представители «Управляющей компании» стремятся затянуть разбирательство, чтобы выкроить, видно, время необходимое им в том числе и для дальнейшего промывания доверчивых крестьян­ских мозгов. А ключевая цель одна – как можно дешевле купить, а потом подороже продать землю, на которой вот уже почти полвека несколько поколений селян живут и честно работают.

Ясно, что в мутной воде рыбку поймать легче. И не заметит она, как на крючок попадется. Замутив воду в суде, москвичи повернули дело таким образом, что теперь вместо формальной процедуры закрепления итогов регистрации добросовестно заключенных договоров, приходится руководству СПК доказывать в суде, что они не верблюды.

– Мы те самые 130 долей все отсуживаем, – говорит Владимир Галкин. – 53 человека уже однозначно подтвердили, что сделка была вполне законной. Около двух десятков дольщиков по наущению приезжих заявили, что, хозяйство завладело их долями обманным путем. Приходится доказывать с неопровержимыми фактами в руках, что все было законно. Даже проводилась почерковедческая экспертиза, поскольку одурманенные обещаниями «сумасшедших деньжищ», иные вдруг переставали узнавать свою собственную руку. В итоге все же 17 долей мы отсудили.

Зияющая дыра в законе

Рейдерское движение на сельхозпросторах в России приобретает махровые оттенки. Уверенность недобросовестных скупщиков земельных долей, в арсенале которых подделка документов, шантаж, запугивание, злоупотребление доверием граждан, основывается еще и на том, что многие слабые, полуразвалившиеся хозяйства практически не оказывают сопротивления при «наездах». По той причине, что в этих сельхозпредприятих вообще не велось сколько­нибудь грамотного учета по земле. Таких можно брать голыми руками. Но с СПК «Михайлов­ское» малость осечка вышла. Защищают свои интересы здесь достойно. Не случайно в Кузнечиху то и дело приезжают за консультациями из других «горячих точек», то есть хозяйств, подвергшихся лобовой атаке «захватчиков».

Впрочем, далеко не всегда гости из столицы, прибывшие на периферию за лакомыми земельными кусочками, выглядят эдакими стопроцентными монстрами с характерными замаш­ками пиратов или людоедов. Напротив, они вежливо и вкрадчиво объясняют, что прибыли с благими намерениями – эффективно заниматься сельским хозяйством, добиваться неуклонного повышения уровня жизни местного населения и т.д. Запугивать и угрожать начинают, как показывает практика, лишь тогда, когда встречают сопротивление, твердость позиции в отстаивании селянами пядей родной земли.

Ясно, что в большинстве случаев сельским хозяйством пришлые заниматься не собираются. Формула здесь проста, как навозные вилы: скупить земельные доли как можно дешевле, а потом продать в сотни раз дороже под то же коттеджное строительство. Ведь не случайно залетных привлекают в основном те хозяйства, которые поближе к лесу, водоему, охотничьим угодьям...

– Обещая «баснословные» деньги за доли в размере 30 тыс. рублей, дельцы из первопрестольной отлично знают истинную цену земле, – считает председатель СПК «Михайловское» Александр Тимофеев. – Реальная стоимость гектара земли – около 2,5 млн. рублей.

Каждая доля составляет в среднем три гектара. Если, условно говоря, предложить рейдерам покупать землю по этой цене, то их всех как ветром сдует, поскольку поживиться не получится.

И еще один надежный способ избавиться от настырных вымогателей – подправить малость закон «Об обороте земель сельхозназначения», сделав процедуру скупки земли более сложной, многоступенчатой, прописав ее до мелочей, до деталей. Необходим также контроль со стороны органов местного самоуправления.

А еще проще – запретив в законодательном порядке перевод земель сельскохозяй­ственного назначения в какую­то другую категорию без согласия хозяйства, которое находится на этой земле, или дольщиков, которые живут на территории хозяйства. Процентов на 90 поубавилось бы тогда желающих скупать пахотные земли, сенокосные и пастбищные угодья. Опыт последних лет показывает, что в России стремление пахать у большинства деловых людей намного скромнее, чем элементарно хапать. В данном случае путем перепродажи переведенной в другую категорию земли под строительство.