Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 21 июня 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/8543/

Напрямую – надежней

рубрика: Экономика
Автор: Беседовал Павел АРТЕМЬЕВ

Отношения энергетиков и властей в нашем регионе всегда были доброжелательными и партнерскими, а при незначительных расхождениях непременно находился компромисс. Наверное, поэтому Ярославль и область миновали энергетические кризисы. Находят общий язык с властями и появившиеся в результате реформы элект­роэнергетики новые компании. Так, ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (ТГК­, основной производитель и поставщик тепловой энергии в городе, и мэрия Ярославля плодотворно сотрудничают и выстраивают перспективные планы для обеспечения надежного теплоснабжения жителей областного центра.


Но, как и в любой совместной работе иногда появляются нюансы, требующие корректировки, хозяйственной и юридической. Дело в том, что ТГК­2 недополучает часть денег за оказанные услуги от бюджетных организаций города, а также ТСЖ и ЖСК. В чем конкретно заключается проблема и как ее можно решить, мы попросили ответить заместителя генерального директора ОАО «ТГК­2» по продажам Анатолия Покатилова.

– Анатолий Владимирович, поясните, в чем суть вопроса?

– Для нас возникла не очень приятная ситуация, своего рода юридическая коллизия, в результате которой мы недополучили с начала года около 39 млн. рублей. Суть проблемы в следующем: в 2007 году муниципальные тепловые сети и сети, принадлежащие двум другим поставщикам тепла в Ярославле – ОАО «ТЭСС» и ОАО «Яргортеплоэнерго», мэрия города передала новому муниципальному предприятию «Ярославский городской энергосбыт» (ЯГЭС). К этому времени департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов администрации Ярославской области установил тариф на оказание услуг по передаче тепловой энергии в размере 51 рубля. Но при формировании смет расходов муниципальных бюджетополучателей тариф на транспортировку тепла учтен не был. ЯГЭС как посредническое звено между ТГК­2 и потребителями тепла денег за транспортировку тепла по своим сетям с бюджетных организаций не собирает, равно как и с ТСЖ, и ЖСК. То есть ТГК­2 оказалась перед фактом, и теперь ей как социально ответственной компании приходится нести расходы по оплате услуг за транспортировку.

– Таким образом, получается, что тарифы на тепло, в том числе на его передачу по теплосетям, были утверждены раньше, чем появилась новая посредническая структура?

– Совершенно верно. Из­за этой юридической неувязки генерирующая компания несет серь­езные убытки, но при этом честно исполняет договорные обязательства по поставке тепловой энергии потребителям через сети ЯГЭС. Эти средства могли бы пойти на более качественную подготовку оборудования наших ТЭЦ и котельных к новому отопительному сезону. Да и запасы топлива делать бесплатно или с отсрочкой платежей никто не даст – рынок диктует свои условия. Неизвестно, какие сюрпризы преподнесет и будущая зима. Поэтому любое отвлечение средств, да еще в таких объемах, чревато последствиями.

– Какой же выход из ситуации?

– Для того, чтобы уменьшить бремя расходов бюджетных организаций для оплаты затрат, понесенных ТГК­2 за доставку тепловой энергии через сети МУП «ЯГЭС» до конечного потребителя, мэрии Ярославля предложено откорректировать муниципальный бюджет на текущий год и дополнительно учесть в нем 39 млн. рублей. В муниципальные контракты необходимо также включить условие о доставке тепловой энергии. Кстати, такое условие было внесено в контракты федеральных и областных бюджетополучателей, и отношения с ними ТГК­2 отрегулировала.

– А есть ли еще какие­то схемы взаимоотношений в настоящее время у потребителей с ТГК­2?

– Как производитель тепловой энергии мы предлагаем потребителям несколько вариантов взаимоотношений. Например, организация может заключить договор с ТГК­2 напрямую и платить 430,81 рубля за 1 Гкал (для компании именно такой тариф на производство тепла установлен регулирующим органом) плюс 51 рубль за транспортировку тепловой энергии. При этом ТГК­2 гарантирует стопроцентное выполнение своих обязательств перед клиентами. Другой вариант: абонент платит по тарифу ЯГЭС – 538,36 руб./Гкал. При этом ЯГЭС, не являющаяся производителем продаваемой продукции, вряд ли сможет обеспечить надлежащее качество. При этой схеме все абоненты перепродавца получат счета и от него самого, и за транспортировку от ТГК­2. Потребитель волен выбрать соб­ственную схему отношений с ТГК­2 – получать тепло с гарантией напрямую от производителя или через посредника.

Чтобы избежать подобных ситуаций впредь, мы считаем, что потребителям следует в отношениях с теплоэнергетиками избегать лишних посредников. Нами направлено письмо городским властям о том, что процедуру заключения контрактов на поставку тепловой энергии и теплоносителя для муниципальных нужд лучше делегировать департаментам мэрии Ярославля по направлениям, а не оптовому потребителю – перепродавцу.

Неурегулированность отношений по транспортировке тепла и дальнейшее затягивание решения вопроса может привести к еще большим потерям для городской казны. Придется изыскивать дополнительно еще 43 млн. рублей, чтобы погасить расходы муниципальных бюджетников перед теплоэнергетиками. К концу года сумма может достигнуть 82 млн. рублей. ТГК­2 будет вынуждена искать другие пути компенсации возникших затрат на транспортировку тепла.