Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 05 июля 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/8741/

Под сенью восемнадцатого века

рубрика: Экономика
Автор: Татьяна ЕГОРОВА

Возрожденный Петропавловский парк станет новым лицом Ярославля. Значение этого события, которое ожидается к 1000-летию города, впервые сформулировано на презентации проекта, состоявшегося в мэрии.


Слово «проект» не означает в данном случае, что речь идет о мечтах, очень часто ничем не кончающихся. Ему предшествовал целый комплекс исследований, организованных компанией «ГИЛСИ», которая одновременно является инвестором. Как было объявлено, она готова вложить в него 90 – 92 млн. евро. Сумма настолько впечатляющая, что без серьезных на то оснований вслух о таких деньгах просто не говорят.

Вес каждому слову прибавляло и то, что игольное ушко самых сложных согласований, через которое нужно протащить любую идею, подобную этой, тоже уже пройдено. Фор­эскизный проект регенерации парка и проект реставрации сохранившихся в нем памятников 29 мая согласованы в Министерстве культуры РФ и получили положительное заключение минкультовского экспертного совета.

Речь идет о каскаде прудов, системе каналов, регулярном парке и памятниках архитектуры, представляющих собой единое целое – уцелевшую градостроительную структуру XVIII века.

– Даже для меня, хорошо знающей культурное наследие Петербурга, Москвы, других городов, стало большим открытием существование в Ярославле такого комплекса. До сих пор ваш город был известен своими церквами XVII века. А тут – петровское время. Интерес к личности Петра и его эпохе сейчас очень велик. Этот комплекс – огромный раритет. Он будет вызывать колоссальный интерес и у специалистов, и у широкой публики, без сомнения, войдет в научный оборот и создаст новый имидж города, – сразу обозначила планку, о которой идет речь, член научно-методического совета Минкульта России, руководитель одного из коллективов института «Спецпроектреставрация» Галина Медведева.

– Это место – символ Петровской эпохи, когда, как говорил Петр, должно было сочетать прекрасное с полезным. Перед нами – историческая территория Ярославской Большой мануфактуры, задуманной ее основателями как факт нового времени, обозначающий начало эпохи преобразования России. Церковь Петра и Павла, весь ансамбль, торжественный и тщательно выверенный, полон сов­падений и аналогий с Петербургом, а так называемый прием «трех лучей» в планировке напоминает ни много ни мало Рим и Версаль, – делает вывод из результатов своих исследований главный архитектор проекта, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, лауреат областной премии им. Барановского Вячеслав Сафронов. – Нет сомнения, что комплекс создан великим мастером своего времени.

О том, что воссоздание комплекса началось с полным осознанием того, с чем имеем дело, говорит состав проектной группы, куда вошли лучшие специалисты Москвы, Ярославля, Владимира, Суздаля. Участникам презентации были представлены технический директор проекта Ольга Чужикова – лауреат Государственной премии РФ в области архитектуры: специализируется на территориях памятников, реставрировала усадьбы Тригорское, Михайловское, Петровское, Святогорский монастырь, Царицыно. Главный инженер проекта Александр Агальцов – ландшафтный архитектор, руководитель мастерской «Русский сад», занимающейся реставрацией исторических садов и парков. Наиболее известные его объекты: ботанический сад Соловецкого музея-заповедника, усадебные парки музеев «Поленово», «Спасское-Лутовиново», «Тарханы».

Они нарисовали общую картину того, что предполагается сделать.

Сохранившийся ансамбль занимает 5 га, парк – больше 20, и 4 га отводится будущей застройке: гостиницам, беседкам, чайным домикам. Планируется воссоздать стоявшие тут когда-то мельницы, приспособив их под водонапорную башню, ресторанчик или другие современные нужды. Чтобы подсушить территорию (сейчас фундаменты сохранившихся построек сильно подтапливаются), решено попробовать пойти тоже по следам предков, устроив систему каналов. Есть генеральный план восстановления регулярного сада.

У всего этого есть, конечно, коммерческая составляющая. Инициатором проекта стала два года назад фигура в некотором роде нетипичная – генеральный директор ярославского ООО «Туристическое агентство МБС-тур» Татьяна Лещева. Но именно энергией этой молодой женщины все и «закрутилось». Когда ее спросили, где гарантия того, что этот дорогущий проект окупится и каковы его перспективы, она ответила, что туристический бизнес сейчас на втором месте после нефтяного. Он просто должен быть правильно организован.

А потом прагматично, коротко и очень конкретно рассказала о тех объектах, которые по проекту должны появиться на территории бывшей мануфактуры. Все новое на месте бывших хозяйственных построек. Современная застройка подчинена системе каналов, проложенных еще Максимом Затрапезновым, и представляет собой «маленькую Голландию».

– Хотим, чтобы формат бизнеса был лоялен к памятникам, – сказала она.

Вариант, предложенный ее агентством «МБС-тур» и на сегодня принятый, выглядит как гостиничный комплекс под названием «Петровский».

Здесь встанет четырехзвездочный отель с небольшим количеством номеров. Своеобразный отель-музей, который позволит постояльцам погрузиться в атмосферу XVIII века, он рассчитан на состоятельных людей с эксклюзивными запросами и такими же предложениями (антикварная мебель и т.п.). Первый подобный «отель-бутик» был открыт в Москве в 2004 году. Это авторская, не сетевая гостиница. Примерно такие же появились в Санкт-Петербурге накануне празднования 300-летия.

Следующий по рангу – отель «три звезды» с большой парковой зоной, этнографическими программами, своеобразный мини-курорт в центре города с доступными ценами.

Еще одна зона комплекса отводится для отеля длительного проживания с гостиничной технологией «эко-сити». Он представляет собой одно-двухэтажные сооружения со средним уровнем обслуживания и приемлемыми ценами, рассчитанными на путешественников, которые захотят провести здесь от недели до месяца. В каждом сооружении – апартаменты и полноценная кухня. Администрация этого отеля – в отдельном здании.

Определенный интерес для коммерческой стороны дела представляет нынешняя территория стадиона. Она находится в зоне охраны церкви Петра и Павла. В ходе предварительных работ найдены результаты исследований 1936 года, свидетельствующие о расположенных тут минеральных источниках, аналогичных целительной воде Больших Солей. Планируется новое бурение, чтобы проверить эти данные. Если они подтвердятся, откроются новые возможности. Впрочем, когда-то неподалеку было вредное производство с элементами свинца – на случай, если хоть в малейшей степени он еще даст о себе знать, параллельно разрабатывается возможность строительства здесь кинотеатра.

Эксперты отмечают важность присутствия в проекте коммерческой составляющей. Именно она делает его реальным. В зале были замечены первые лица одного из ярославских банков, финансовый директор солидной компании, руководители самых крупных строительных организаций. В город идут большие деньги, и Ярославль уже сейчас явно не хочет пропустить такой момент.

Проблема в том, чтобы люди, живущие на этой заброшенной сейчас окраине, не оказались за бортом начавшихся перемен. Многих пугает нерусское название «парк-отель», мелькающее чаще других, когда речь заходит о проекте. Кто-то понял, что отелем станет весь парк и никому, кроме постояльцев, он теперь не будет доступен. Подтверждением чего стал пресловутый забор, воздвигнутый на пути перекопцев к собственному дому.

Что касается иностранных названий, то царь Петр не только их не чурался, а очень даже любил. А по поводу забора перед журналистами вынуждена была объясняться даже эксперт Росохранкультуры, академик Академии архитектурного наследия Ирина Маркина.

– Нужно смириться, ведь идет строительство. А раз так – территория становится опасной для окружающих, как на любой стройке. То, что впервые за много-много лет парком стали заниматься – большое дело. Власти города и прекрасные специалисты тут едины. Это встречается нечасто. И вместе они действуют во благо Ярославлю.

Мэр Виктор Волончунас конкретизировал:

– Начинается настоящее возрождение Красного Перекопа, а парк и вся эта историческая территория станут точкой роста. Мы ждем, что вслед за этим сюда придут другие инвесторы, и мы сможем заниматься канализацией прилегающих улиц, стоящие рядом дома вырастут в цене. – И очень решительно добавил про забор: правильно, что поставили. Парк будет открыт для свободного доступа всех ярославцев, но проходным двором не станет больше никогда.

Тем не менее коренной житель этих мест, директор «Красного Перекопа» Петр Шелкошвейн счел нужным пожелать проектировщикам:

– Парк привлекает не тем, что в нем будет, а тем, что тут было. Жизнь прилегающих улиц всегда составляла с ним одно целое, не надо забывать об этом. Эта связь должна сохраниться и впредь.

На презентации шла речь и о том, что уже сделано. От сбора историко-архивных материалов руководителем исторической группы проекта Натальей Землянской до инженерно-геодезических и геологических изысканий, инженерного обследования памятников, зондажей исторической планировки. Проведены инвентаризация древесных насаждений, санитарная рубка, предпроектная подготовка трасс инженерных коммуникаций. Идут археологические раскопки.

Сейчас период самой неблагодарной, «черной работы». Главный инженер проекта Александр Агальцов рассказывает:

– Ведется расчистка парка. Технику использовать нельзя, все делается вручную. В парке скопилось около тысячи (!) кубометров мусора, который перегораживает каналы. Есть проект отвода воды, чтобы их расчистить. Из-за того, что нарушен водный баланс территории, вода в прудах не соответствует санитарным нормам. Тока воды нет. Задача – очистить пруды. Проблема осложняется тем, что они запитывались Кавардаковским ручьем, который собирает всю открытую канализацию. Туда же устраивает залповые выбросы и городская канализация.

Так что все очень непросто. Но, как отметил заместитель губернатора Николай Воронин, проект предлагает комплексное решение всех вопросов. Он выразил надежду, что общими усилиями проект будет осуществлен, и к досто-примечательностям Ярославля прибавится еще одна настоящая жемчужина. Она привлечет гостей, а вместе с ними в город придут деньги на ремонт домов, дорог, благоустройство, на все то, что так нужно нашему городу и его жителям.

В заключение об одной фразе, оброненной кем-то из проектировщиков: «Ярославль XVIII века отнюдь не был захолустным». Почему-то никто не обратил на нее внимание, а зря. В черте города, на Суздалке, находится великолепная усадьба Коковцевых XVIII века (см. «Северный край», 19.09.2006 г.), на улице Чайковского гибнут руины Ярославской Малой мануфактуры петровских времен. Откроют ли их когда-нибудь именитые эксперты? Заинтересуется ли ими однажды бизнес? Откроем ли мы для себя город XVIII века?