Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 09 октября 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/10037/

Неприкасаемые

рубрика: Культура
Автор: Владимир ЖЕЛЬВИС

Есть мнение, что наши цыгане – это часть касты неприкасаемых, которые много веков назад бежали из Индии, где они не имели никаких прав. Индиец из другой касты мог их безнаказанно убить, они не имели права пить из любого источника, кроме лужицы из следа животного. Сейчас в Индии касты отменены, да и у нас цыгане не обделены правами, которыми, надо признаться, не все из них пользуются во благо.


Зато сегодня место неприкасаемых в нашем обществе прочно заняли бродяги, из милицейских протоколов получившие название бомжи. Во всех больших и малых городах по улицам бродят жалкие фигуры, прикрытые одеждой, найденной в мусорных баках, обросшие, завшивевшие, с букетом всевозможных болезней, опасных далеко не им одним: каждый второй болен туберкулёзом. О судьбе этих обломков человека на днях рассказал в длинной передаче канал НТМ.

Оказывается, среди этих отверженных существует этакая градация: самые благополучные – «домовые»: это те, кому повезло жить в подвале вместе с крысами. Всё­таки крыша над головой и сравнительно тепло. Ниже их идут «вокзальные», этих гоняют милиционеры и брезгливо сторонятся пассажиры, спят они, главным образом, в местных поездах: по крайней мере нехолодно. Правда, ездить можно только от «своего» вокзала»: в других районах ездят другие бомжи. Промышляют они нищенством у касс: обычно им достаётся полученная мелочь от сдачи. За день можно добыть рублей тридцать. Кстати, подают больше те, у кого денег мало: студенты, пенсионеры. Ну и на самом дне – «уличные», они спят где попало: в пустых собачьих конурах, а то и вместе с собаками, в подъездах без домофонов, в стогах сена. Промышляют на свалках, где подбирают объедки и собирают бутылки и металлолом. Тот, который жил с собаками, питался и костями, которые собаки ему приносили.

Ходят бомжи обычно пешком: кто же пустит в троллейбус существо, отвратительный запах от которого остаётся даже после того, как он уходит.

Если кто­то думает, что бомжи бездельничают, то здорово ошибается: день у них расписан по минутам, ведь за право что­то поесть надо постоянно бороться. Устроиться на работу практически невозможно: какой наниматель доверится подозрительной личности, у которого и документы­то давно утеряны и от которого за версту разит каким­то сомнительным спиртосодержащим пойлом?

Кто попадает в эту компанию? Социологи утверждают, что только один процент бродяг выбрал такую судьбу просто потому, что им не хочется никакой ответственности перед обществом: если вы ничем этому обществу не обязаны, то с вас и спроса нет. Помните едкую песенку, которая начинается так: «Если у вас нету дома, пожары ему не страшны, и жена не уйдёт к другому, если у вас нет жены». И дальше: «Если у вас нет собаки, её не отравит сосед, и с другом не будет драки, если у вас друга нет»?

Но подавляющее большинство попадает в бомжи совсем по другим причинам. Кто­то потерял работу и его выгнала жена, пожелавшая выйти замуж за более благополучного соседа; мать продала квартиру, чтобы оплатить операцию дочери, дочь всё равно умерла, а женщина оказалась на улице; любящий сынуля обманул родного папу, заставил его переселиться из Москвы в разрушенную лачугу где­то в Кимрах...

Права? Это вы о чём? Прав у бомжей нет никаких, это отбросы, которые лучше не замечать. Бродяги есть во всех странах мира, в том числе самых благополучных. Я сам видел их, спящими на ступеньках жилого дома в центре Лондона, видел девушку, расстелившую спальный мешок под фонарным столбом и рядом с ней какую­то посуду и – заметьте – гитару. В Эксетере на юге Англии прямо на улице жили какие­то весёлые мужики, у которых в кустах был припрятан матрас. Время от времени они подходили к прохожим и просили мелочь. Подавали. Когда я спросил полицейского, что он будет делать, встретив ночью на улице спящего бродягу, тот пожал плечами: «Пожалуй, пройду мимо, ведь он никого не трогает, а жить может там, где ему хочется».

А всё дело в том, что на Западе такой человек уверен, что встретит помощь и поддержку, его бесплатно покормят, дадут какой­никакой ночлег, пожертвуют пристойную одежду и предложат работу. Захочет – начнёт новую жизнь, не захочет – «у нас свободная страна, сэр».

Впрочем, что­то делается и у нас, но боже мой, как мало. В огромной Москве на тысячи и тысячи нуждающихся есть три столовые для бездомных, где они хоть изредка получают горячую пищу. Есть очень маленькие приюты, где немногим счастливчикам несколько дней можно поспать и даже получить нижнее бельё и помыться в бане. А еду им положено давать в одноразовой посуде, чтобы избежать заражения, однако это дорого, и кормят их в фаянсовых плошках, на что бомжи, понятное дело, внимания не обращают: уж очень покушать хочется.

Между прочим, бомжам категорически запрещается прикасаться к обслуживающему персоналу таких приютов, никому не хочется подхватить заразу. Так что «неприкасаемые» они у нас в самом прямом смысле слова.

В той же Москве по центру города ездит один(!) ночной автобус, подбирает бездомных, там их поят горячим чаем, дают какие­нибудь лекарства, а главное, зимой не дают замёрзнуть.

И ведь нельзя сказать, что сами бездомные не борются со своей бедой. Вот один выстроил себе подобие жилища из собранных бутылок, склеенных глиной. Сажает вокруг этого жилья картошку, продаёт и тем живёт зиму. Но интереснее всего судьба бывшего зека Ю. Потапенко из Екатеринбурга, который из своих пятидесяти лет тридцать провёл за решёткой. Он и организовал строительную бригаду из таких бедолаг, сумел как­то договориться с несколькими строительными компаниями, и теперь у него работают несколько сот бомжей – за скромную плату и пусть временное, но жильё в списанных строительных вагончиках. Дисциплина строжайшая, но бомжи сами ищут его, ведь большинству из них он даёт надежду.

Кто этому Потапенко помогает? Не поверите: английское консульство даёт какую­то одежду и бельё. Местному начальству времени на такую благотворительность не хватает: других забот полно, тем более, что близятся выборы, а сами понимаете, какие из бомжей избиратели. Думается, что не только бомжи «без определённого места жительства», но и власти наши без определённого плана того, что делать со своими гражданами. Вот, кажется, в Бразилии развелось столько беспризорных детей, выброшенных родителями на улицы, что от них не стало житья добропорядочным гражданам: бросаются на прохожих, как стая волков, убивают и грабят: жить­то и им хочется. Так полиция начала их отстреливать, как бродячих собак. У нас ведь тоже уже говорят о сотнях тысяч или даже миллионе бездомных детей. Может, и нам их вместе с бомжами, того... Ну, вы поняли. Как говаривал кумир наших коммунистов:«Нет человека – нет проблемы».

У большинства бездомных есть родственники, люди сравнительно благополучные. Как же так? Ведь мы, русские, всегда гордились свей добротой и заботой о ближнем: вот, мол, богатые буржуины, они все жадные и злые, человек человеку волк, а мы бедные, но зато…

Что «зато»? А вот это и есть.