Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 23 октября 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/10213/

О чудесах и Федоровском Евангелии

рубрика: Культура
Автор: Марина ШИМАНСКАЯ

Ярославский музей-заповедник принял участие в объявленном по всей России конкурсе чудес и сразу вошёл в число лидеров, претендующих на столь необычное звание. И если музей-заповедник будет наречён российским чудом, в его кассы, несомненно, выстроится очередь – чудеса мы любим более всего. Хотя понятие чуда правильнее было бы отнести к нерукотворным явлениям, спорить с организаторами конкурса не будем. Тем более что рукотворных чудес в музее немало. Одно из них – Фёдоровское Евангелие XIV века.


Его называют в числе лучших книг русского средневековья. Способ обработки шкур и выделки пергамена, подготовка листов для использования многоцветного письма, состав красок, стиль миниатюр и почерк писца – всё это не имеет аналогов в русской книжной культуре. Благодаря своей уникальности Евангелие в 2001 году вошло в программу «Культура России» и было отреставрировано за счёт федерального бюджета. Десятки лучших российских реставраторов в Москве несколько лет приводили в порядок манускрипт из Ярославля – чистили пергамен, удаляли разрывы и деформации, под микроскопом укрепляли по миллиметрам живопись и буквы.

В музее Рублёва спасённую рукопись можно было увидеть в 2003 году, теперь такая возможность предоставляется и яро-славцам. 24 октября Фёдоров-ское Евангелие покинет своё место в хранилище и предстанет для обозрения перед участниками XI Тихомировских чтений в библиотеке музея. Встреча с посетителями будет недолгой – всего два часа.

Увидев старую книгу в деревянном переплёте, неискушённый посетитель может засомневаться – книга как книга, в чём тут чудо? Возраст рукописи – шесть веков. Трудно даже представить, сколько её владельцев ушло за это время в небытие – десятки поколений. Материал для Евангелия – пергамен – изготовлен из телячьих шкур. Как правило, для древних книг использовались сшивные страницы, соединённые из нескольких кусочков – уж слишком дорогой был материал. В Фёдоровском Евангелии каждый лист выполнен из отдельной телячьей шкуры – к этому выводу пришли реставраторы. Значит, на создание одной книги потребовалось целое стадо телят!

Безусловно, это был не рядовой заказ. Кто мог тогда в Яро-славле позволить себе такую роскошь? Историки предполагают, что заказчиком мог быть архиепископ Трифон, тот самый, который усомнился в истинности чудотворных мощей князя Фёдора Чёрного. Вероятно, в искупление своего грешного неверия, которое имело тяжёлые последствия для его здоровья, архиепископ и сделал такой подарок небесному покровителю Ярославля. Но это лишь версия, точно сказать, где написано Евангелие, ни исследователи, ни реставраторы не могут – настолько оно необычно и неповторимо.

А вот переплетали книгу в Ярославле – к такому выводу пришли специалисты, которые трудились над её восстановлением несколько лет. Значит, в XIV веке в Ярославле был и скрипторий, где писали книги – иначе зачем иметь в городе переплётную мастерскую? Переписчиками книг были самые образованные люди своего времени. Этот труд требовал не только больших знаний, но и выносливости, трудолюбия и хорошего зрения. Книги на пергамене писали уставом, прописывая по одной буковке строго по правилам. Перед писцом стоял пюпитр с образцом, а будущая рукопись располагалась на коленях. В Европе монахи переписывали книги, стоя за конторкой, так что на Руси переписчикам было комфортнее.

Работа над одной книгой длилась месяцами. Только появление бумаги облегчило жизнь переписчиков – появился полуустав, а затем и скоропись. Использование пергамена исключало быстрое письмо и ошибки – незаметно исправить их было невозможно, надо было переписывать весь лист. Об избранности этой рукописи говорит не только тот факт, что она не истлела за шесть веков и не потерялась в сложных перипетиях российской истории, но и то, что именно ей посчастливилось получить второе рождение из рук самых опытных реставраторов страны. И это тоже чудо.

История Фёдоровского Евангелия пока не завершена. У музея нет возможности показать драгоценный манускрипт на выставке или в экспозиции. Даже один лист пергамена в обычной витрине доставляет музейщикам много хлопот и волнений – это самый капризный и непредсказуемый материал. Витрины для его жизни должны быть специальные – сохраняющие микроклимат книги. Понятно, что стоят они таких денег, каких у музея нет. Поэтому и решились музейщики только на двухчасовую выставку Фёдоровского Евангелия. А для того, чтобы эта выставка длилась дольше, должно произойти ещё одно чудо. Кто догадался и готов творить чудеса – музей ждёт.