Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 10 ноября 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/10454/

Чечётка, что родом из Дядькова

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН

Первый молодёжный фестиваль «Чечётка­2007» проходил в ярославском Дворце культуры «Судостроитель». Наш корреспондент встретился с председателем фестивального оргкомитета, профессором Российской театральной академии, заслуженным артистом РФ Владимиром Кирсановым.


– «Профессор чечётки», Владимир Иванович для кого­то, наверное, звучит как «профессор кислых щей».

– Неужто такие тёмные люди ещё встречаются? Кино­то хотя бы они смотрят? После «Зимнего вечера в Гаграх» разве можно чечётку не уважать? В программе нашей академии это полноправный учебный предмет. У мирового степа большая история. Ирландская жига, французский клокет, испанский сапатео – это же всё она, чечётка. Есть что изучать.

– Был на вашем мастер­классе, вели вы его по принципу «делай, как я». Учебники по степу на русском языке есть?

– Вы их даже видели в эти дни на сцене. Ансамбль «О­ля­ля» Дворца культуры «Судостроитель» показал на фестивале, кстати, первом нестоличном в европейской России, свою новинку «Степ плюс джаз». Руководитель ансамбля Людмила Лобанова придумала такой хитрый ход: две солистки сидят на стульях, читая учебное пособие по степу, а потом его страницы «оживают».

– Учебник – «от Кирсанова»?

– Угадали.

– Степ откуда родом?

– Утёсов уверял, что он, как и джаз, из Одессы, с Малой Арнаутской. Отдадим должное юмору великого одессита. Но с таким же успехом можно сказать, что чечётка родилась в старинном пригороде Ярославля Дядькове, где, собственно, мы с вами сейчас и находимся.

– Шутите вы, профессор, ещё круче, чем Утёсов.

– Да нет, я же серьёзно. По одной из легенд чечетку отбивали, вставая на большие барабаны, ещё древнеегипетские жрецы. Видимо, полагали, что, входя в экстаз, легче добиться благорасположения бога Солнца Ра. Но ведь культ Солнца существовал и у наших далёких предков. Волхвы, чьё восстание в Ярославле в неурожайный год упомянуто в летописях, тоже заклинали бога Ярило ритуальной пляской. Вот откуда в народных танцах дроби, «дробца». Так на свадьбах и гулянках с незапамятных времён отводили душу и ярославцы. Не исключено, что в мировой истории чечётки отметились и дядьковские старожилы.

– На вашем сайте в Интернете я читал, что когда в начале прошлого века в Америку на гастроли приехали русские плясуны, «казачки», то они своими лихими коленцами не на шутку впечатлили негров. И те кое­что у гостей «взяли взаймы». Неужели тот русский след в американском степе заметен и поныне?

– А куда же неграм от этого деться? Их степ, или тап – от ритуальных плясок африканских рабов. Позже чёрное с белым в нём перемешалось. Но уж присядки, разножки, волчки, хлопушки у них точно от наших «казачков». Что­то из этого набора видели мы и в номерах дипломантов ярос­лавского фестиваля.

– В каких, например?

– Ну хотя бы в матросской пляске пары из рыбинского шоу­балета Юрия Калашникова «Моби дик», в кадрили питерской степ­группы «Ридикюль» – во времена наших бабушек так называлась дамская сумочка. Упомяну и не менее весёлый премьерный номер солистки ансамбля «О­ ля­ля» Натальи Смирновой «Ковбой». Он награждён призом зрительских симпатий. А профессиональный танцовщик из Казани Тагир Латифуллин показал, что такое чечётка в мягких сапожках.

– Вы не были на фестивале «свадебным генералом». В конце программы здорово завели зал своим соло. Вашей «музыкой туфель» заслушаешься. Ваш сольный номер, где вы порхали над сценой, как бабочка, был «с листа»?

– Конечно, у каждого степиста есть копилка заготовок, ею мы и пользуемся. А за «бабочку» благодарю. Я всегда стремился к лёгкости. И если «стиль Кирсанова» – не чей­то красивый вымысел, то она­то, лёгкость, и есть моя фишка.

– Приходилось слышать, что бедные степисты «вбивают» в пол драгоценное здоровье. Что вы скажете в своё оправдание?

– Вбиваем, но что поделать. И я не раз думал: господи, вкалываешь, как портовый грузчик, к чему это всё? Но секрет тут простой, как в любом искусстве: нет потери энергии, есть её обмен со зрителем. Волну тепла из зала я чувствовал и здесь у вас.

– На фестивале показывали киноролик из «Зимнего вечера в Гаграх». Там в эпизоде, где герой Евстигнеева в далёкой­далёкой молодос­ти на репетиции откалывает номер с барабанами, в одном из джазистов узнали мы вас, профессор, ещё совсем молоденького и незнаменитого. Кто­то запомнил вас и по другой картине Шахназарова «Мы из джаза». Но то было ещё при советской власти. Давно не снимались?

– Важнейшее из искусств не избавило чечётку от опалы, но спасло её от полной гибели всерьёз. Один танец Любови Орловой на пушке в фильме «Цирк» чего стоит. В «Карнавальной ночи», «Матросе с «Кометы» видели мы несравненных братьев Гусаковых. Мы во многом обязаны им, что чечётка оказалась у нас такой живучей. Они её умело маскировали – под «Яблочко», под «Мексиканский танец». Был даже номер «Многостаночник», где весёлый танцор, отбивая чечётку, «включал» и «выключал» рубильники. Как­то подошёл ко мне режиссёр Говорухин с неожиданным вопросом: можно ли танцевать чечётку на одной ноге? Я ответил: а почему нельзя, особенно если с костылями? Вот­вот и я о том же, поддакнул Говорухин и предложил сняться в эпизоде нового фильма «Благословите женщину». Там, кто помнит, раненый красноармеец в госпитале пляшет на одной ноге. В этой роли вы меня тоже могли узнать.

– Но вернёмся к чечётке по­ярославски. Вы провели здесь мастер­класс, в паркетном зале дворца яблоку негде было упасть.

– Это­то и обнадёживает. «Судостроитель» занедужил чечёткой одним из первых в российской провинции. Отсюда «инфекция» разошлась по всему городу и дальше. Мастер­класс проходил в режиме профессионального тренажа, и все понимали меня с полуслова и полутакта. Мои партнёры в Ярославле поступили дальновидно, не преследуя коммерческих целей. Плати, студент, полсотни за билет сразу на концерт и на мастер­класс и приходи на весь выходной. Были девушки из театрального вуза, из училища культуры, старшие школьники обоего пола, некоторых мы видели потом на сцене в концерте. Кое­кто из ярославских степистов в курсе новейших веяний. С одним из них, дип­ломантом фестиваля Александ­ром Ершовым, познакомился поближе. Он выпускник педвуза, преподаёт танцевальное искусство в детском центре за Волгой. Могу себе представить, как интересно с ним ребятам – Александр регулярно ездит на международные семинары степистов в Швецию. На фестивале он был чуть постарше остальных, но то, что фестиваль – молодёжный, это здорово. Значит, у чечётки в Ярославле есть будущее.