Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 20 ноября 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/10570/

Три кита успеха

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

Ярославский театр кукол среди кукольных театров России (а таковых в стране насчитывается около ста) уверенно занимает одно из первых мест.


Главнейшим показателем успешности театра является его востребованность у зрителей. Табличка над театральной кассой «Аншлаг! На сегодня все билеты проданы», проливающая бальзам на душу администрации театра, на неудобоваримом бюрократическом языке называется «заполняемостью зрительного зала».

Так вот эта самая заполняемость зала в Ярославском театре кукол много лет равна 104 процентам(!), тогда как в большинстве кукольных театров России зрительный зал бывает заполнен процентов на 50 – 70, что уже считается весьма неплохим показателем. Желая прощупать почву столь «хронической успешности» театра, мы обратились за комментариями к заместителю директора по работе со зрителями Алексею Владимировичу Хи-трову.

Успех театра, считает он, зиждется на двух китах: во-первых, репертуар, во-вторых, работа со зрителем. Что касается репертуара, то здесь всё просто и сложно одновременно. Основой репертуарной афиши Ярославского театра кукол является классический детский репертуар. Дабы не возникло двусмысленных толкований, мне пояснили, что «в репертуар ярославского театра кукол может попасть только классическая пьеса в её классиче-ском прочтении. И никаких новомодных веяний в этом направлении, никаких неожиданных концепций здесь нет и быть не может». Подобная верность руководства традициям хоть и вызывает порой внутри театрального коллектива жаркие творческие споры, неизменно находит понимание у зрителя, ради которого, в конечном итоге, и существует Его Величество Театр.

Далеко за примером ходить не надо. В 1994 году решили поставить спектакль «Золотой ключик». Художник и режиссёр, посовещавшись, захотели отойти от советской драматургии, но руководство театра настояло на своей позиции: дескать, наш ребёнок воспитан на «Золотом ключике», и не надо устраивать путаницу в детской голове. В итоге на ярославской сцене был поставлен «Золотой ключик», и вот уже тринадцать сезонов спектакль пользуется неизменной популярностью у зрителей. Вышеупомянутая версия про Пиноккио в постановке этих же режиссёра и художника тоже увидела свет, правда, в других театрах – на сценах Петербургского театра сказок и в Вологде, но там спектакль продержался в афишах всего несколько лет и тихо сошёл на нет. Так что судите сами, кто в итоге оказался прав.

Театр культивирует в своём репертуаре вечные ценности: дружбу, порядочность, значимость семьи, – и зритель многие годы голосует за такую репертуарную политику своим рублём. Есть и такие театралы, кто на любимые спектакли приходит по пять, восемь, десять раз. Можно почитать книгу отзывов в фойе: какие прекрасные слова пишут зрители – как маленькие, так и большие!

Однако почить на лаврах, имея даже самый первоклассный репертуар, нельзя, считает Алексей Хитров: со зрителем нужно постоянно работать. Чем Алексей Владимирович и занимается уже шестнадцать лет, организуя работу кассиров, администраторов, распространителей билетов, контролируя рекламную службу, ежедневно (!) лично общаясь со зрителями перед началом спектаклей (на снимке). Так что к упомянутым Алексеем Владимировичем двум китам успеха я бы без лишней скромности добавила третьего: личную заинтересованность в успехе у каждого сотрудника театра.

На протяжении многих лет большой популярностью у зрителей пользуются абонементы. Приобретая их, можно спланировать свои визиты в театр на весь предстоящий сезон. Впрочем, если по какой-то уважительной причине вы не смогли прийти на спектакль в указанный день, всегда можно договориться с администрацией либо о замене билета на другой спектакль, либо о новой дате, уведомив их о своей проблеме заранее. В этих случаях театр всегда идёт навстречу зрителю.

Сейчас театр работает в основном со школьным абонементом (несколько лет ещё был и семейный). Он рассчитан на две возрастные группы: детвора шести-семи лет и более солидная публика – учащиеся 2-4 классов. Несколько сезонов абонемент был тематический: «Сказки русских писателей», «Сказки Андерсена», «Мои первые сказки». Теперь, идя навстречу пожеланиям зрителей и школьной программе, остановились на абонементе для разных возрастных групп.

– Наши постоянные зрители охотно приняли для себя эту форму общения и даже при планировании школьных мероприятий на новый учебный год заранее включают в него пункт: посещение театра кукол, – рассказывает Алексей Хитров. – Как правило, в абонемент входит четыре спектакля. Перед началом – небольшая интермедия: в игровой форме, с участием театрального домового Театруши ребятам рассказывают о правилах поведения в театре или о его истории, или о театральных профессиях…

– А я вот слышала, что театру кукол нет нужды привлекать зрителя, поскольку у него в городе нет конкурентов. Все пути так или иначе приведут зрителя в кассу кукольного театра.

– Кто вам сказал такую глупость? Конкуренция есть всегда! Любой драматический театр, выпуская детский спектакль, ориентируется именно на нашу аудиторию – детей 4 – 10 лет. В Ярославле маленький зритель может пойти и в ТЮЗ, и в театр имени Волкова, и в камерный театр под руководством Воронцова. Тем более что сейчас появились частные театры, самодеятельные коллективы, которые работают напрямую с детскими садами и школами, привозя спектакль «на дом». Забегая вперёд, скажу, что наш театр от выездной формы работы с детскими садами отказался около десяти лет назад.

– Почему?

– Во-первых, (и это самое главное) любой спектакль на выезде теряет в художественном плане. Ни света нормального, ни звука не настроить, ни декорации расставить… Во-вторых, восприятие происходящего уже иное. Одно дело, когда ребёнок, заранее готовясь, приходит в волшебный мир театра и совсем другой случай, когда артисты к нему сами в гости приехали, тут уже ребёнок – хозяин. И, наконец, для выездной формы работы нужен специальный репертуар: спектакли должны быть технически простыми, малонаселёнными.

Справедливости ради стоит заметить, что при всех вышеизложенных минусах, театр кукол всё-таки не отказался от выездной формы работы наотрез: в летние месяцы, когда завершается театральный сезон на стационарной площадке, артисты театра ездят с целевыми спектаклями по городским и загородным летним оздоровительным лагерям.

Но, как показывает практика, в гастролях по области особой нужды нет. Дело в том, что зритель с удовольствием приезжает в театр кукол сам – из Углича, из Гаврилов-Яма – практически из всех районов области. Да что там – области, берите выше – из других городов приезжают!

– Возникает законный вопрос: чего ж вам боле? В репертуаре находится около 30 спектаклей, зрительный зал ломится от публики…

– Вы забываете о том, что зритель у нас – особенный. Он имеет свойство подрастать. Театр, работающий со взрослой публикой, и завоевавший доверие и симпатии некой группы людей, может быть более-менее уверенным в своей успешности: не сегодня так завтра этот зритель к нему придёт. А наш зритель полностью меняется раз в три года… Поэтому у нас картина такова, что завоевав одного зрителя, нам нужно быть готовым к тому, что через пару лет ситуация повторится. Нет, почить на лаврах никак не удастся, и это, наверное, к счастью