Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 25 января 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/11326/

«Штучный товар» дорогого стоит

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

Есть все основания полагать, что январь 2008 года войдёт в историю Ярославской области как месяц крупных кадровых перестановок и новых назначений в сфере культуры. Однако если в случае академического театра драмы имени Волкова появление на руководящих постах новых лиц было событием давно ожидаемым, то кадровые перемены, уже коснувшиеся таких серьёзных учреждений культуры, как Ярославский художественный музей и училище культуры, равно как должные произойти со дня на день новые назначения в областной филармонии, многих, мягко говоря, озадачили. Дабы не муссировать слухи, мы попытались получить информацию по каждому конкретному случаю из первых рук.


«ОБИДА – УДЕЛ ГОРНИЧНЫХ!»

Самая громкая рокировка произошла в Ярославском художественном музее. 31 декабря 2007 года закончился срок действия трудового договора с директором музея Надеждой Леонидовной Петровой. Новый трудовой договор с ней не заключили, предложив занять должность замдиректора по работе со зрителем, а коллективу был представлен новый руководитель.

– О том, что нечто подобное назревает, я стала догадываться ещё в начале декабря, – рассказала Надежда Леонидовна. – Тогда же пошла в департамент культуры и напрямую спросила директора Ларису Юрьевну Сорокину, правда ли это. Мне ответили, что да, договор со мной подписан не будет, хотя в департаменте претензий к музейной деятельности нет. Я не амбициозна и никогда не старалась любыми путями удержаться в кресле директора. Куда важнее для меня тот факт, что за эти годы мне удалось сохранить коллектив, и мы вместе вывели музей из полной безвестности в конкурентоспособное в масштабах России учреждение культуры. Обида – удел горничных и слабых. Я никогда не была слабой женщиной. Знаете, человек и его образ не зависят от места, которое он занимает. Я рада, что меня знают, что со мной связывают образ музея. Многие люди уходили с высоких постов... Тот же Александр Сергеевич Кузин. И что? Он перестал быть Кузиным, лишившись должности главного режиссёра театра? Нет. Вот и я надеюсь, что Петрова всё равно останется Петровой. Главное для меня – я буду и дальше работать в музее.

«Я – НЕ НОВАЯ МЕТЛА...»

Новым директором Ярославского художественного музея назначена Алла Валерьевна Хатюхина. Она окончила исторический факультет Демидов­ского университета, занималась археографией. Около пяти лет проработала в отделе письменных источников Ростовского кремля, затем в историческом отделе ярославского Спасо-Преображенского музея-заповедника. В течение пяти лет, начиная с 2000 года, Алла Хатюхина возглавляла отдел «Слово о полку Игореве». Последние два года, вплоть до 1 января 2008-го, работала в департаменте культуры, курировала работу музеев области.

– Насколько неожиданным было для вас предложение возглавить художественный музей?

– Достаточно неожиданным, поскольку долгих предварительных переговоров со мной не было. Другое дело, что я никогда не хотела менять направление своей деятельности, и, кроме музеев, ничем другим не предполагала заниматься.

– Но, согласитесь, одно дело – курировать все музеи области и совсем другое – возглавить конкретный музей.

– Я полагаю, что если бы моё движение по карьерной ле­стнице происходило в рамках этого музея, я никогда не согласилась бы стать директором, потому что, находясь изнутри, ты имеешь определённый угол зрения на проблему и не видишь процесса жизнедеятельности музея в целом.

Что касается художественного музея, то, наверное, это наиболее яркий и состоявшийся музей области. Здесь работает сильный коллектив, есть связная концепция деятельности – это живой, работающий организм. Я не говорю, что здесь нет проблем, но художественный музей состоялся как музей, причём состоялся в очень сложной конкуренции с музеем-заповедником, который традиционно имеет туристические преимущества.

– В каком направлении вы планируете осуществлять первые шаги в качестве директора?

– Я знаю, что смена руководства – это стресс для коллектива. Я не позиционирую себя как новая метла и приложу все силы, чтобы последствия этого стресса были минимальны, тем более что к основной деятельности музея претензий у учредителя нет.

– А к чему тогда есть?

– Есть определенные проблемы с хозяйственной деятельностью, есть вопросы по отчётности, по условиям финансирования. Основная же деятельность музея всегда отмечалась на высшем уровне. Главное для меня сейчас, сняв напряжение и решив необходимые организационные вопросы, сохранить весь коллектив в полном составе и... продолжать работать.

ЧТО ПРЕДСТОИТ «ДОВЕСТИ ДО УМА»

Мы попросили высказать свою точку зрения на кадровые перестановки в художественном музее директора департамента культуры Ларису Юрьевну Сорокину.

– Прежде чем принять решение, мы долго разговаривали с Надеждой Леонидовной о том, что сейчас перед музеем встают более сложные задачи, чем были раньше. С этого года мы передаем музею функции по реставрации здания, на это предусмотрено 15 миллионов рублей. Музею предстоит огромная работа, чтобы «довести до ума» третий этаж и наконец использовать выставочные площади по назначению. О том, что Надежда Леонидовна покинет пост директора, но возьмет на себя работу со зрителем, мы говорили в присутствии специалистов департамента, директоров всех крупных музеев области. Нам кажется, что сочетание опыта и мудрости Надежды Леонидовны с новым подходом к решению вопросов и интересными проектами, которые предлагает новый директор Алла Валерьевна, дадут очень хороший результат для всех нас.

ПОСТ СДАЛ – ПОСТ ПРИНЯЛ

Произошла смена руковод­ства и в Ярославском училище культуры. Участниками церемонии «пост сдал – пост принял» стали бывший директор училища культуры Юрий Густяков и вновь назначенный на эту должность Сергей Семенько.

Последний на прошлой неделе уже был представлен преподавательскому составу и приступил к исполнению своих обязанностей. Сергей Александрович – новое имя в сфере культуры, он имеет три образования: педагогическое, техническое и военное, есть опыт работы в средних учебных заведениях. Знаком он и со спецификой работы в коммерческих структурах. Кроме того, директор департамента культуры Лариса Сорокина охарактеризовала его «как очень творческого человека».

Что касается Юрия Густякова, то он остаётся работать в училище. В должности завуча он займётся научно-методической работой. Естественно, за ним остаётся и ставка преподавателя.

– Первоначально Юрию Александровичу было предложено заключить новый трудовой договор, но на более короткий срок, согласно которому он в качестве директора училища должен был реализовать определённые задачи, – пояснила ситуацию Лариса Юрьевна Сорокина. – Однако он от этого предложения отказался, сказав, что подобный контракт не даёт ему перспективы для своей реализации. Только после этого разговора мы начали рассматривать разные кандидатуры на должность директора училища. Сергей Александрович Семенько, узнав о нашем поиске руководителя, предложил свою кандидатуру сам. Мне понравилось, с каким положительным настроем он пришёл в этот сложившийся и, будем говорить прямо, непростой коллектив. Приятно и то, что коллектив его принял.

Несмотря на то, что училище культуры имеет великолепную материальную базу, есть и очень много проблем. Новому директору предстоит решить вопросы аккредитации, аттестации, продумать, в каком направлении будет двигаться училище культуры дальше.

НЕ СОШЛИСЬ ХАРАКТЕРАМИ?

Еще более непростая ситуация складывается в филармонии.

Как стало известно, её нынешний директор Ирина Николаевна Трофилёва написала заявление об уходе 11 января. Несмотря на то, что это заявление в департаменте культуры ещё не было подписано, 18 января Ирина Трофилёва приняла участие в конкурсе на замещение вакантной должности директора Дома культуры «Гамма» и выиграла его. Причину, по которой было написано заявление об уходе с поста директора филармонии, Ирина Николаевна прокомментировала так:

– Я не хочу, чтобы из-за непонимания, сложившегося между мной и руководством департамента культуры, страдало учреждение.

«Непонимание», приведённое директором филармонии в качестве аргумента, выражается, по ее словам, в недостаточном финансировании вверенного ей учреждения культуры.

– Когда мы обсуждали бюджет 2008 года, было оговорено, что он будет формироваться в тех же масштабах, что и бюджет 2007-го. В итоге нам выделили на 10 миллионов рублей меньше и посоветовали зарабатывать самим.

– Недостаточное финансирование?! Вы меня повергли в шок! – изумилась директор департамента Лариса Сорокина, с которой мы обсуждали недавние кадровые перестановки. – Если непониманием со стороны департамента Ирина Николаевна называет требование предоставить нам штатное расписание, согласно которому мы хотим увидеть, чем конкретно занимается 401 человек в этом коллективе, наше желание понять, каким образом будет сформирован коллектив нового концертного зала «Гигант», в ремонт которого вложено очень много средств, когда мы хотим увидеть план, по которому будет работать этот новый зал, тогда да, это – непонимание. Я не ставлю во главу угла вопрос о зарабатывании собственных средств, но когда филармония концертной деятельностью зарабатывает около 10 миллионов, а музей-заповедник – 18 миллионов рублей (стоимость же билетов в этих двух учреждениях культуры даже не сравнить!), департамент вправе предъявлять определённые претензии.

По закону заявление об уходе может быть рассмотрено в течение месяца. Директор департамента пока не приняла конкретного решения по этому вопросу. Однако директор филармонии (пока ещё) Ирина Трофилёва уже строит планы, связанные с новым местом работы.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Таким образом, меньше чем за месяц свои посты покинули (или собираются покинуть) три руководителя учреждений, подведомственных областному департаменту культуры, что вызывает серьёзные опасения и у других руководителей в этой сфере, несмотря на то, что директор департамента Лариса Сорокина объясняет всё простым совпадением.

– Меня очень волнует проблема кадров, – говорит председатель обкома профсоюза работников культуры Валентина Викторовна Ильина. – В культуре хороший руководитель – это штучный товар, и почти каждый из них «висит на крючке» трудового договора: подпишут на следующий срок – не подпишут.