Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 06 февраля 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/11481/

Композитор из МИДа

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН

Господа композиторы в наших краях – птицы редкостные, залётные. А тут нам несказанно повезло: выпал шанс посмотреть, как они слушают собственные сочинения. Таковых в Собиновском зале оказалось в субботу сразу двое: маститый Владислав Казенин из руководства Союза композиторов России и Александр Михайлов, о ком накануне мы знали только то, что он – «из Болгарии».


Пытаться прочесть что-то по их лицам, оказалось, однако же занятием почти бесполезным. И если Казенин ещё как-то выражал своё отношение к услышанному, в полруки дирижируя в такт пианистке из Москвы Татьяне Сергеевой, то его коллега свои чувства обнаружил только единожды: попросил дирижёра Сергея Оселкова в финале первой части симфонии, посвящённой Д. Д. Шостаковичу, играть «порезче», что и было немедленно выполнено.

– На репетиции вы казались невозмутимым, как дипломат на приёме. Свои чувства скрывать от посторонних – это ваш стиль жизни или вы так спокойны, потому что чувств никаких не возникало? – был наш первый вопрос Александру Михайлову, ставшему перед концертом нашим собеседником.

– Музыкант должен уметь владеть своими чувствами. Композитор всё, что хотел, выразил в музыке, теперь очередь переживать – за слушателями. Губернаторский оркестр и в отсутствии маэстро Аннамамедова играл просто здорово. Сильная и острая энергетика молодого дирижёра Сергея Оселкова взяла-таки меня за живое. Кланяюсь им до земли.

– Если вы и болгарин, Александр Николаевич, то какой-то странный, по-русски говорите без малейшего акцента. Кто вас этому научил?

– Представьте себе, папа с мамой. Я же русский, санктпетербуржец. После окончания в родном городе консерватории, уехал «погостить» в Болгарию да прижился там. Закончил аспирантуру института музыковедения, написал оперу «Раздел» по мотивам легенды из истории этой страны. Учёбу совмещал с работой в редакции международного музыкального обмена на национальном радио.

– Вы гражданин какой страны?

– У меня двойное гражданство. С недавних пор служу в должности референта отдела культуры центра международного сотрудничества. Предвижу вопрос, чем же мы там занимаемся. В дни недавнего визита президента Владимира Путина в Болгарию российские мастера искусств дали там большой концерт, и наш центр был его устроителем. Объявлен Год России в Болгарии, и этот концерт, конечно, не станет последним.

– ...Тем более что приближается 130-летняя годовщина освобождения Болгарии от иноземного владычества.

– Вот именно. Болгары чтят героев Шипки, там погибло 200 тысяч душ русского воинства.

– Слушаю вас, а сам ломаю голову, в каких телевизионных титрах недавно видел ваше имя, ведь видел же?

– Не мучайтесь, подскажу вам – в титрах сериала «Таможня», например, где играют Боярский с Гафтом. Звучит моя музыка и в «Криминальном квартете» с Караченцовым. В «Моонзунде» Олег Меньшиков поёт мои романсы. Я был партнёром Александра Сокурова в его первой картине «Разжалованный» по прозе Бакланова об офицере ГАИ, уволенном за взятку, время действия – конец 70-х. Лет на двадцать этот получасовой фильм Сокурова был положен на полку и только совсем недавно «рассекречен».

– Интересно, какой музыки ждал от вас Сокуров?

– Требовал боли, трагизма.

– А, так это вы «композитор Михайлов», с которым дружил и сотрудничал незабвенный Ролан Антонович Быков?

– Да, тот самый. Я был директором Болгарского отделения его фонда развития кино и телевидения для детей и юношества.

– Какие-то мысли неистового Ролана о детстве и семье, о значении кино в нашей жизни вам близки сегодня?

– Разделяю его горькие раздумья о том, что всё жизнеобеспечение детства после перестройки было разрушено, что сирот в России не меньше, чем было после войны. Верю его педагогической гипотезе – «феномену Маугли»: если человек не стал человеком до 5 – 6 лет, то он не станет им уже никогда – инстинкт охоты навсегда возьмёт верх над инстинктом сострадания.

– Спасибо «за Ролана Антоновича». Мы его любим. Незадолго до ухода он дал интервью нашей газете с говорящим заглавием «Детское кино должно спасти Россию». Но вернёмся к ярославскому концерту. Ваша симфония из его программы – памяти Шостаковича. Вы с Дмитрием Дмитриевичем были знакомы?

– Общались лицом к лицу только один раз. Познакомил нас его ученик покойный Владислав Александрович Успенский. По его композиторскому классу с дипломом – оперой «Валентина» по пьесе Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» я и заканчивал консерваторию. В симфонии постарался выразить моё преклонение перед самым великим симфонистом ХХ века, перед трагической глубиной его мелодий. Он как никто умел длить до космических пределов одно состояние человеческой души. Это свойство его дара я старался в симфонии передать и был хорошо понят вашим оркестром. Симфония есть на диске, исполнялась в Болгарии. А у нас вживую она ещё не звучала, ярославцы – её первые слушатели.

– Кто преподал вам первые азы композиторства?

– Ждал такого вопроса. То было в училище при консерватории, я один из немногих учеников Валерия Александровича Гаврилина.

– Уже интересно.

– В студентах бывал в фольклорных экспедициях и на Верх-ней Волге, на родине мастера в вологодской лесной глубинке. Мало кто помнит, что Гаврилин училище заканчивал как музыковед-фольклорист. Народное искусство у нас не в прошлом, а всегда в будущем, так он говорил.

– Не поделитесь ли по памяти другими мыслями выдающегося музыканта?

– Пожалуйста. Валерий Александрович на занятиях частенько говорил то, что потом записывал, и этих его записей набралось на целый том «О музыке и не только», книга увидела свет лишь теперь. Гаврилин называл музыку «сердцеведением». Требовал от учеников той простоты, когда «человек не хитрит и ничего не таит». Иногда он обращался к музыке как к живому существу, разговаривал с ней. Как-нибудь так: не учи, музыка, людей жить, учи их, музыка, любить и страдать. Из всех гаврилинских заветов больше всего дорожу его словами о том, что мелодия родилась из молитвы и приближает нас к Богу.