Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 05 марта 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/11829/

Под небом голубым есть город золотой...

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

В авторском прочтении ярославского художника Михаила Шиханова-Кублицкого, чья персональная выставка открылась в последний день зимы в выставочном зале Союза художников, всё наоборот: город – голубой, а вот небо – исключительно золотое.


Михаил, по своему характеру и менталитету ярко выраженный урбанист, влюблённый в цвет неоновых ламп, город пишет много и подробно. Поскольку пишет он мастихином с использованием густых, неразведённых разбавителями масляных красок, город у него получается очень насыщенный: и голубой, и зелёный, и оранжевый. Учитывая золотой фон, на котором рассыпаются разноцветным пунктиром петербургские и английские набережные, городские пейзажи кисти (мастихина) Михаила Шиханова-Кублицкого напоминают металлическую коробочку с карамельками монпансье. Смотреть на них азартно весело, разве что не возникает желания попробовать на зуб. По мнению кандидата искусствоведения, доцента кафедры русского искусства Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина В. С. Шилова, в своих произведениях Шиханов-Кублицкий стремится изображать не город, а силовое поле города. В XIX веке такой способ отражения натуры декларировал Эжен Делакруа в известной формуле: «Я пишу не саблю, а блеск сабли».

На золотом фоне в золочёных рамах предстают перед зрителями и натюрморты, и портреты. Торжественно, помпезно, экстравагантно, но от постоянно сопровождающего тебя блеска быстро устаёшь. Вот когда художник перестаёт (или забывает?) оригинальничать, действительно получаются очень интересные произведения: мазок резкий, смелый, контраст фактур, игра со светом... – всё выдаёт хорошую профессиональную руку. Впрочем, представители художественного постсоциалистического пространства, к которым принадлежит Михаил, «перенесли акцент с содержания на художественную форму, неустанно декларируя, что значимость произведения определяется не темой и предметом изображения, а оригинальностью композиционного мышления автора, открытиями в области цвета, света и пластики» (цитирую искусствоведа Шилова).

Некоторые моменты оформления работ показались мне эстетически спорными: я имею в виду рамки с элементами макраме, когда грубо обрезанный холст точно «пришивается» крестиком к раме и как бы повисает, распятый на суровых нитях. Контраст между изображением и оформлением (не его ли пытался достичь автор?) есть, но масштаб авторского замысла здесь явно превзошел готовый результат.

Но что нельзя не отметить, так это то, что Михаил Шиханов-Кублицкий, безусловно, нашёл свой индивидуальный стиль в искусстве, свой почерк. К его творчеству можно относиться по-разному, но невозможно не отметить его оригинальность и непохожесть на других. Радует и то, что золочено-сусальными пейзажами круг профессиональных интересов художника не ограничивается. В его творческом багаже росписи интерьеров православных храмов России и Сербии, опыты в области дизайна и архитектурного проектирования. Художник не останавливается на достигнутом, находится в поиске новых форм для реализации своего внутреннего «я»... Так что, может быть, со временем и золотые пейзажи станут лишь этапом в его профессиональном росте.