Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 12 марта 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/11868/

Наши блины до Китая видны

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН

Зима ещё артачится, уходить не желает, способна на разные мелкие каверзы вроде гололедицы на тротуарах и мостовых. Утречком в Прощёное воскресенье ярославские народные массы, выйдя из дому зиму провожать, ей эти дурные привычки запросто сразу же и простили. Пешеходы, взяв курс на блинно-шашлычные запахи с Советской площади, держали баланс кто как умел: раскинув руки, словно гимнасты на канате, или продвигаясь скользящим лыжным шагом.


ХЛЕБНУЛИ «ДУШЕПАРКИ»

По наблюдениям наших корреспондентов, никто никому не дал повода тихо позлорадствовать над несчастьем земляка. Гуляли-то по большей части семьями и дружескими компаниями, каждому было за кого подержаться. К тому же Прощёное воскресенье у нас в общем и целом вот уже четвёртый год как слабоалкогольное. Ничего крепче пива вам под аншлагом «Ярославская Масленица – главная Масленица страны» не поднесут.

Было так и на сей раз. С той только разницей, что у медовухи и сбитня появился конкурент: хитрая фирменная наливочка – горячая «душепарка» от ОАО «Социальное питание». Рецепт рассекретили нам девицы-красавицы в шикарных лоскутных сарафанах. Из их заботливых рук мы и приняли чарочку, и отхлебнули пару глотков. В рецепт напитка, найденный в старых поваренных книгах, входят корень имбиря, сухое красное вино, пиво и клюква.

Слегка погрели душу, и с обновлёнными силами – вперёд, диктофон и камеру в руки. Блинный ряд был, как всегда, из конца в конец площади – сорок палаток. Блинов хватило всем. Большим разнообразием ассортимент на сей раз не отличался, не то что в первые годы, когда девиз «Ярославские блины всей России видны» ещё только раскручивали. Не нашли мы на прилавках ни гречневых блинов, ни овсяных, ни тем более каких-нибудь редкостных, морковных.

Как выпекаются «тёщины блины» и что отличает их от всех остальных, нам под козырьком выездного кафе с таким названием разве что на словах рассказали: не привезли со стационара таких блинов, вроде как спроса на них нет. По опыту прош­лых лет торговля знает: ярославцы предпочитают на свежем воздухе чего попроще. И на этот раз хорошо шли разогретые в микроволновке заварные блины из дрожжевого теста с начинкой или без, по стандартной цене 20 и 30 целковых за штуку.

К полудню за столиками свободных мест уже не было. Сколько блинов съели за весь день, никто не считал. А вот в каком темпе ели, мы сами попробовали прикинуть. Один блин исчезал примерно секунд за 45, значит, в час ярославцы и гости города съедали их в каждой точке штук семьдесят. Выведем итоговую сумму, имея в виду весь блинный ряд, получаем плюс-минус три тысячи блинов в час. Вот это аппетит!

Гости от хозяев не отставали. Едоками за соседним столиком оказались человек пять китайцев обоего пола в возрасте чуть старше студенческого. За всех на хорошем русском языке говорил Андрей Сюй, выпускник Тимирязевской академии, сейчас предприниматель, занимается поставками медтехники.

– Мы путешественники, – представился Андрей с улыбкой, исключающей все возможные попытки говорить на общественно-политические темы. – Приехали вчера, остановились в гостинице, с этим всё в порядке. Успели побродить по старому городу, подышали снежком на волжской Стрелке, где, как мы узнали, восстанавливается собор. Походили по залам художественного музея – какие там портреты купцов! Видели на Волге большую куклу, обречённую на сожжение. Такой красивый и грустный обычай. Здесь на площади познакомились мы с замечательным пони. Ему, оказывается, уже 25 лет. Несмотря на возраст, он великий труженик. На площадь завернули мы на блинный дух. Попробовали этого русского кушанья, как нам сказали, с начинкой по рецепту русской кухни: кабачки с грибами. Пальчики оближешь, берём на заметку!

МЭР –

БЛИНОПЁКАМ ПРИМЕР

Все сразу перестали жевать, как только из-за угла, отчаянно звеня ложками-поварёшками, вывернулся на площадь масленичный поезд. Ряженых насчитали мы двенадцать колонн – от всех городских районов плюс гости – селяне из Тутаева, посёлка Некрасовское и примкнувшие к ним по пути москов­ские туристы. Каждая колонна пожаловала со своими куплетами, собственной куклой-оберегом и припасами для выпечки вскладчину самого главного блина...

С этого момента командующий парадом весёлый бородач по имени Масленичный дед, его подручные скоморохи общались со зрителями только куплетами под музыку, а если и говорили, то исключительно в рифму. Не отставали от них и гонцы, оповещая о приходе славного блинопёка мэра Виктора Волончунаса.

Свою роль Виктор Владимирович исполнил как по писаному – и прощения у народа в торжественном тоне попросил, и облачённый в поварскую амуницию блинами угощал кого надо. Чести такой удостоились в этом году молодые семьи – две супружеские пары Андрей и Елена Новожиловы с дочерью Соней (ей полтора года) и Николай и Виктория Кудрявцевы с восьмимесячным Василием – самым юным гостем на празднике.

После отбытия главного блинопёка подняться на подмостки мог любой и каждый, было бы желание. Богатыри хвалились силушкой, перетягивая канат, красавицы крутили хула-хупы. Все пели частушки и – кто лучше – просили друг у друга прощения. Последнее испытание, прямо скажем, шло туговато, особенно у молодёжи. А вот частушки, да ещё с подначкой скоморохов, получались – заслушаешься.

«Самолёт летит, мотор работает. Там Семён сидит, блины лопает», – с ходу спела Алёна, поглядывая на своего Сёму.

– Полный креатив! – оценив творческий дар исполнительницы, ввернул мудрёное словцо дежурный скоморох. Посмотрел на часы, махнул варежкой в сторону Волжской набережной и позвал всех в «Яр-Город».

ВЫСТРОИЛИ

ГОРОД ВЕСНЫ

Вот уж где ждал нас полнейший креатив, так это в Губернаторском саду. Там вся площадь перед пандусами плотно, как на ярмарке, была заставлена воздушными замками. Свой вызов земному притяжению бросало скошенное на конус строение из снега и чего-то нетающего – с маковицами, отдалённо напоминающими церковные купола. Лихо закручивалась спиралью, выражая, как нам подумалось, революционный порыв, башня из шпона и реек, похожая на легендарную композицию классика русского авангарда Татлина.

Всё это вместе взятое и называлось «Яр-Город». Возвели его за каких-нибудь пару дней молодые зодчие и студенты архитектурных вузов из Москвы и Нижнего, Питера и Ярославля, Риги и Алма-Аты.

Мы побродили по лабиринту, сложенному из брусьев талого снега, схваченного утренним морозцем. Пробовали считать углы у красивого, из фольги, многогранника неизвестного назначения. Увидев рядом «Дверь, ведущую в весну», мы не удержались от искушения и смело покончили со своим прош­-лым, шагнув в четырёхугольник, сколоченный из бруса.

Тут и столкнулись мы с «Детьми Иофана». Так называется команда столичного архитектурного института. Для начала наши новые знакомые – старшекурсники Влада Никулина и Влад Рябов – вкратце напомнили, что Борис Иофан был автором одиозного проекта Дворца Советов – сооружения таких габаритов, что в голове Ленина на его верхотуре должна была разместиться библиотека.

У «детей» знаменитого советского зодчего, глобальным планам которого помешала война, заботы куда скромнее. В «Яр-Городе» поставили они похожий на просторную теплицу «Дом для четырёх чучел». Наши собеседники оказались знатоками вопроса и детально объяснили нам, при чём тут Масленица. По их остроумной версии, огородные пугала – родичи масленичных кукол-оберегов. Чтобы всё хорошее в нашей жизни сбылось, кукла должна погибнуть. Кто-то когда-то пожалел её и спрятал. А поскольку было и ему самому неясно, что же теперь с ней делать, бывшую куклу вынесли с глаз долой. Так и стала она огородным пугалом...

Поздно вечером в створе с «Яр-Городом» на Волге беззаветно пожертвовала собой, чтобы окончательно спровадить зиму, установленная на понтонах разодетая в пёстрые наряды восьмиметровая красавица Масленица. Славно погуляли. Впереди семь недель Великого поста, будем учиться у предков держать душу в строгости.