Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 20 декабря 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/1187/

Документ ушедшей эпохи

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

Фотографии сегодня есть в каждом доме: у кого-то несколько черно-белых снимков паспортного формата, у кого-то – подробное фото-досье на каждого члена семьи. Мы свои карточки храним обычно в альбоме. А известный ярославский фотолюбитель Яков Семенович Якушев (председатель совета директоров компании «Русские краски» по совместительству) некоторые снимки держит в коричневой шкатулке из липы, покрытой холстом. На крышке оттиснута факсимильная подпись фотографа, на обратной стороне – герб Советского Союза. Это означает, что карточка карточке рознь.


В данном случае речь идет о коллекции из 29 оригинальных снимков, чьим автором является известный советский фотожурналист Георгий Зельма (1906 – 1984). Это пятое портфолио (тираж, проще говоря), отпечатанное в галерее Camera Obscura (Денвер, США) с оригинальных негативов. Сами негативы хранятся в семье Георгия Зельмы, а авторские отпечатки данных фотографий – в Кельне, в Германии, у коллекционера Алекса Лохмана.

Яков Семенович приобрел эту коллекцию в галерее Camera Obscura два года назад. Полюбовавшись на фотосокровище в кругу семьи, решил порадовать и всех остальных – выставил портфолио в залах Ярославского художественного музея.

Снимки одного из первых советских фоторепортеров рассказывают нам о жизни той, советской России: о ликвидации безграмотности, о грандиозных стройках, о первых колхозах, достижениях авиации и, конечно же, многочисленных парадах трудящихся на Красной площади.

Каждая фотография сопровождается пространным комментарием. Вот, к примеру, работа «Конница, Красная площадь» (1930 год). Под снимком читаем: «Отряд кавалеристов на серых лошадях проезжает стройными рядами по Красной площади во время парада 7 ноября. Их взгляды обращены на трибуну, на заднем плане видна кремлевская башня». Эти могущие показаться странными и неуместными комментарии, над которыми изрядно потрудились искусствоведы, есть не что иное, как доказательство подлинности коллекции. Но, с другой стороны, какая забота о рядовом зрителе: посмотрел на снимок – увидел конницу, прочитал подпись – точно, конница. Верь глазам своим.

Но кроме шуток... Сегодня эти репортажные – не постановочные, не студийные – снимки кажутся обычными. Так, ничего особенного. По крайней мере для зрителя, не посвященного в тонкости фотографического искусства. Но тогда, в 20-е годы, когда профессия фоторепортера еще только зарождалась, все – и тематика, и ракурс – было новым словом в фотоискусстве, своего рода авангардом. Одним из первопроходцев и был Георгий Зельма.

С азами фотоискусства он познакомился на киностудии «Пролеткино», сотрудничал с агентством «Русфото», в 30-е годы работал в газете «Известия». Во время войны Г. Зельма был военным корреспондентом, прославился репортажами о Сталинградской битве. Его фотографии демонстрировались и продолжают демонстрироваться на различных публичных и частных выставках по всему миру, представляя классику советского фото и являясь ценнейшими экспонатами для коллекционеров. (К слову, финансовый эквивалент данной коллекции, естественно, не афишируется. Однако если на Западе сегодня подлинная советская фотография 20-х годов ценится чуть ли не дороже русского живописного авангарда того же времени, то можно предположить, что речь идет о баснословных для простого смертного суммах.)

– Сейчас по советским фотохроникам многие российские и западные историки и искусствоведы пытаются понять дух того времени. Ведь эти фотографии отражают кроме главенствовавшей идеологии и саму суть эпохи, – считает Яков Якушев. – Очень приятно осознавать, что теперь и в Ярославле появилось несколько «страничек» российской истории, сохраненных для нас прекрасным фотографом Георгием Зельмой.