Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 14 марта 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/11928/

Ужель та самая Кармен

рубрика: Культура
Автор: Елена СТЕПАНКОВА

18 марта фильм «Кармен» будет показан на экране кинотеатра «Родина» в рамках абонемента «В мире прекрасных звуков».


Сюжет фильма вдохновил не только Ж. Бизе на создание оперы, но и привлёк к себе творцов художественного кинематографа. Действие картины происходит на репетициях одноимённого танцевального спектакля. В центре повествования – постановщик балета, его творческие поиски, страсти и желание найти исполнительницу Кармен.

«Кармен» – итог совместной работы знаменитого испанского режиссёра Карлоса Сауры и известного балетмейстера и танцовщика Антонио Гадеса. Карлос Саура завоевал уважение и признательность у себя в Испании за деятельность по возрождению богатых традиций национальной культуры. Свои фильмы («Охота», «Кузина Анхелика», «Выкорми ворона», «Маме исполняется сто лет» и др.), получившие мировое признание и награды международных кинофестивалей, но так и не попавшие в наш прокат, режиссёр снял в 60 – 70 годы в период правления в Испании генерала Франко.

В 1995 году, в год столетия кино, Карлос Саура показал миру грандиозный фильм-концерт «Фламенко» с участием 100 исполнителей «чувственного» песенно-танцевального жанра, ставшего символом национальной самобытности и яркости. В 1998 году фильм Сауры «Танго» был номинирован на премию «Оскар», а совсем недавно 75-летний режиссёр получил особую награду – почётную «Золотую раковину» на 55-м ежегодном кинофестивале в Сан-Себастьяне за новую картину «Фадос», которая завершает эту трилогию фильмов.

Явлением в мировом кинематографе стала его «балетная кинотрилогия»: «Кровавая свадьба» (1981 г., по одноимённой пьесе Федерико Гарсиа Лорки), «Кармен» (1983 г., по мотивам новеллы Проспера Мериме) и «Колдовская любовь» (1986 г., на музыку Мануэля де Фальи). Все три ленты посвящены и поставлены в стиле фламенко.

Карлос Саура признаёт только подлинный фламенко. И это подлинное народное он увидел на репетиции балетной труппы Антонио Гадеса. Выдающийся испанский танцовщик, хорео­граф, основатель собственного балетного театра, гастролируя в 60 – 70-е годы в городах Италии, Латинской Америки, США, Англии, приобретает международную известность как исполнитель танцев стиля фламенко. Гадес – символ Испании для всего мира.

В фильме «Кармен», как и в других фильмах трилогии, ведущие партии исполняют танцовщики, артисты труппы Гадеса, одетые в традиционные костюмы с обязательными шляпами, серьгами-кольцами, ножами и тросточками. Туфли только на каблуке.

Главное действующее лицо фильма – балетмейстер Антонио (он играет самого себя), композитора Пако играет один из лучших гитаристов мира (первый гитарист фламенко), композитор, крупнейший мастер фламенко и джаза Пако де Лусиа. Гитару Пако де Лусиа мы будем слушать на протяжении всего фильма. В роли Кармен снялась солистка балета Гадеса – Лаура дель Соль, наделённая незаурядным темпераментом и магической привлекательностью. Зрители увидят в фильме приму-балерину Кристину Ойос, услышат народные песни в испанском стиле канте хондо.

«Кармен» Сауры – это фильм в фильме: танец и кино находятся здесь в нерасторжимом единстве. Создатели того и другого – высокие профессионалы, выдающиеся мастера. Фильм получил высшую награду Каннского кинофестиваля, премию «Оскар», номинирован на получение премий «Сезар», «Золотой Глобус» – как лучший иностранный фильм.