Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 15 марта 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/11943/

На даче у Талызиной растёт цветок из Ярославля

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН

Ярославская театральная весна-2008 началась с досадной накладки. По причинам, от него независящим, театр Моссовета отменил показ бенефисного спектакля народной артистки России Валентины Талызиной «Мораль пани Дульской», чей анонс на большом транспаранте украшал всю Масленую неделю фасад Волковского театра.


Невероятно, но факт: на тот же день на той же сцене был назначен концерт популярного эстрадного комика Юрия Гальцева. Те зрители, кто навострил лыжи «на Талызину», не говоря уж о тех, кто успел купить билеты на спектакль, такого юмора не поняли.

Сами же актёры тут, право слово, ни при чём. Как ждали они встречи с ярославцами, видно по интервью Ольги Кабо, исполнительницы одной из ролей в этой постановке по пьесе польского классика Габриэли Запольской («Ольга Кабо желает нам веры в себя», в номере «Северного края» за 28 февраля). Сама же Валентина Талызина о том, с какими мыслями собиралась она на однодневные гастроли на родину русского театра, рассказала в беседе с нашим корреспондентом перед спектаклем «Мораль пани Дульской» на стационаре в Москве.

– Актёры перед спектаклем обычно нашего брата в упор не видят, и правильно делают. Удивляете своей доступностью, Валентина Илларионовна!

– Делаю исключение только ради Ярославля. Гениальный город!

– Даже так, ни больше ни меньше?

– Гениальный, ни больше ни меньше. Считайте, что узнали об этом из первых рук. Я много раз бывала в вашем городе и знаю, о чём говорю. Там потрясающая архитектура храмов и крепостных башен – просветляет, возвышает душу. Там в театре сцена, для какой лучшего слова, чем «намоленная», и не подберёшь, зал с классной акустикой – в разные годы играла гастрольные спектакли. Но и публика у вас очень театральная, всё тонко чувствует.

– Вы в Ярославле, знаем, и на киносъёмках бывали.

– Помню и «Большую перемену», и «Афоню»... Но не надейтесь, что начну вам рассказывать актёрские байки про то, как снимается кино. В другой раз, сейчас не тот случай, вы же понимаете. Совсем недавно снова снималась у вас – в каком фильме, не скажу. Так вот, гуляла по городу, зашла на рынок. Бабушки продавали в горшках цветы, красота неописуемая. Видимо, узнав меня, они что-то мне подарили. Что-то я у них купила. Я заядлая цветочница, мне трудно угодить. А тут сердце зашлось от радости. Один цветок сохранила, высадила на даче – на память о Ярославле. Оцените мой поступок. Вот как я вас всех люблю.

– Слышали, что у вас долго не было ролей в театре. Как жили, чем занимались?

– Ну вот смотрите. Сегодня у меня спектакль, завтра будет концерт. Послезавтра... читаю стихи о войне в зале Чайковского в программе с участием ансамбля песни и пляски имени Александрова.

– Война-то ваша тема.

– Моя, моя, с детства. Великая Отечественная застала нашу семью в Барановичах, это в Западной Белоруссии. Помню и чёрный репродуктор, и бомбёжки. Чудом успели эвакуироваться на последних полуторках. Вот чем была заряжена моя роль матушки Кураж в спектакле по Брехту, который я играла много лет. Так и жила три года – читала стихи с эстрады, снималась в кино, делала телепередачи, озвучивала роли в мультиках. Продолжала изыскания об исторических личностях.

– По Интернету знаю, что вы когда-то поступали на ист­фак.

– Поступала, но не прошла по конкурсу. А интерес к исторической науке не выветрился и по сей день. Он очень мне помогает готовить роли, когда требуется углубление в прошлое. Я и Екатерину II играла в «Царской охоте», поставленной моим однокашником по ГИТИСу Романом Виктюком, в спектаклях и фильмах по Достоевскому, Бунину, Толстому Льву Николаевичу. Породниться с великими довелось, играя их любимых женщин. Чтобы закончить об истории, которую от «просто жизни» может отделять всего одно мгновение, дам такую информацию вашим читателям к размышлению. У сотрудников Центрального государственного архива литературы и искусства, знаменитого ЦГАЛИ, есть такое понятие – «ящик для живых». Выяснилось, что архивисты присматриваются и к моей персоне, завели такой ящик и для меня. Все ведь под Богом ходим.

– В общем, видим, не скучали вы, Валентина Илларионовна, и в разлуке с театром. И вдруг – пани Дульская. Что, как-то звёзды на небе по-особому встали?

– Было так. Павел Иосифович Хомский, будучи хорошим худруком и режиссёром, отлично знающим актёрскую природу, как мне потом рассказали, всё ходил и мучился: дескать, у Вали нету роли...

– А почему бы вам, актрисе с именем и талантом, не пойти да и не попросить роль?

– Нет-нет, никогда не пойду и не попрошу. Не отвлекайте меня. В общем, худрук собрался с мыслями и вместе с завлитом нашёл мне работу. Вызвал, дал прочесть написанную сто лет назад пьесу «Мораль пани Дульской» и заметил, что главная роль будет мне в самый раз. Только вот режиссёра предложил искать самой.

– Ну и как шли поиски?

– Одному предложила, другому, третьему. Режиссёры у нас люди очень занятые. Есть такой модный режиссёр Виктор Шамиров. Три месяца манежил. Всё обещал, потом – раз и отказался. Прошло полгода, я была просто в ужасе: что за дела, некому спектакль поставить.

– Почему сразу не пришли к худруку?

– Не надо лишних вопросов, всё сама скажу. Когда сочла нужным, пришла и говорю: нет у меня, Павел Иосифович, для бенефиса режиссёра. Худрук, видимо, к встрече тоже готовился. И не дал обстановке накалиться. Хорошо, говорит, тогда я сам поставлю.

– О «Морали пани Дульской» вы до того что-нибудь знали?

– Категорически ни-че-го. Хомский посвятил меня в свой замысел: постараемся, чтобы в спектакле было два среза – срез кабаре, где прожигает жизнь мой сынок Збышко, и срез обыкновенного дома, семейного очага, о благополучии которого всегда так пекутся женщины, и моя героиня – не исключение.

– Вы как-то сказали, что не судья своим героиням. Если не судья, то, стало быть, адвокат? Что защищаете вы в своей пани Дульской?

– То и защищаю, что принято называть нравственностью. Моя героиня хочет самых нормальных вещей. Чтобы бессловесный муженёк-чиновник, у которого в пьесе только одна фраза «Чёрт бы вас всех побрал», не пропадал Бог знает где, чтобы сын удачно женился – а тот «таскается» по кафе-шантанам. Дочки ленивые. И всех надо кормить, и держать дом в порядке, чтобы у семьи была хорошая репутация в обществе. А куда уж тут, если сын соблазнил служанку, и теперь неизвестно, как с этакой бедой жить дальше.

– Ваш спектакль по жанру – комедия. Судя по тому, что я от вас услышал, зрителям будет не до смеха.

– Если это вопрос, то с ответом давайте погодим.

– Договорились. В рецензиях вы для себя что-то стоящее нашли?

– «Стоящее» – это когда тебя понимают. В одной газете я прочла, что моя пани, живи она сейчас, смотрела бы ток-шоу Малахова, ездила бы отдыхать на Канары, была бы типичной «железной леди нашего времени».

– Вам такое вольное видение по душе?

– Вполне. Тем более, что тем же автором было подмечено: мелодрама превратилась в комедию, воспевающую скромное обаяние буржуазии с её страстью к внешним приличиям, характерным для семей и современного «среднего класса». И что он, средний класс, заполняющий партер театра, от такой трактовки в полном восторге. Кто бы возражал, а я не стану. Пусть смеются, только бы домашнему очагу не давали потухнуть. У нас же с вами Год семьи всё-таки!