Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 08 мая 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/12655/

Путь­дорожка фронтовая...

рубрика: Культура
Автор: Татьяна КИСЕЛЁВА

Татьяна Ивановна Минаева из Гаврилов-Яма надевает парадный пиджак с орденами и медалями только один раз в год – на День Победы, когда отправляется на парад. Но для нашей встречи сделала исключение, представ во всём блеске фронтовых наград ещё до заветной даты. И только мы настроились на задушевный разговор за чашечкой чая с конфетами, как открылась входная дверь и в комнату вбежал маленький мальчик.


– Это мой правнук Ванечка, – пояснила Татьяна Ивановна.

Четырёхлетний гость, похоже, впервые увидел на груди у бабушки столько медалей и тут же с интересом и восхищением стал рассматривать.

– За что ты их получила?

– Я Родину защищала.

– А страшно было на войне?

– Конечно, страшно.

Родилась Танечка Макарова в многодетной семье в деревне Холщовке, которой, к сожалению, уже нет на карте Гаврилов-Ямского района. Но в начале прошлого века она была довольно большой и входила в состав Стогинского сельсовета. Правда, вскоре Макаровы покинули насиженное место и переехали в районный центр, куда отца, Ивана Федоровича, перевели на ответ­ственную работу.

Здесь Таня закончила школу-семилетку и пошла работать на льнокомбинат «Заря социализма», где трудилось тогда почти всё население Гаврилов-Яма. Определили девушку в лабораторию, и всё бы ничего, вот только зарплата была слишком маленькой. А ведь и одеться-обуться хотелось, да приходилось и матери помогать поднимать младших детей.

– Иди учиться на шофёра, – предложила тогда старшая сестра Наталья, уже освоившая эту профессию и обосновавшаяся в Ярославле. – Им и денег платят намного больше, да и работа интересная.

Так Таня оказалась на трёхмесячных курсах водителей, а затем и в трудовом коллективе «Ярпромстроя». Водила продуваемый всеми ветрами ГАЗ, который шофёры называли между собой «опрокидкой», потому что кузов его действительно опрокидывался, сваливая груз. Была Макарова на хорошем счету и вполне могла бы стать стахановкой, но планы эти прервала война.

– В самом начале 42-го нас вызвали в райком комсомола, – вспоминает Татьяна Ивановна, – и сказали: «Родина в опасности! Решено брать на фронт и девушек. Как вы на это смотрите?» А раз Родина в опасности, неужели откажешься? Мы все и согласились. Потом собрали нас в клубе «Гигант», где были представители разных воинских частей. Меня и ещё трёх девчонок-шофёров взяли в Ярославский дивизион ПВО.

Конечно, поначалу было очень страшно, ведь город постоянно бомбили. Тане Макаровой на своей «полуторке» приходилось обеспечивать бесперебойную связь. Погрузят ей в машину огромную катушку с проводами – и вперед, езжай на участок, где обнаружен обрыв. А однажды во время налёта пришлось развозить боеприпасы по батареям.

– Мне надо было доставить груз в Туношну, – рассказывает Татьяна Ивановна, – путь неблизкий. Вокруг всё взрывается, горит, телеграфные столбы прямо перед машиной падают. По крыше кабины осколки то и дело стучат. А у меня целый кузов ящиков со снарядами… Вдруг камера у колеса лопается, не выдержав такого груза. Пришлось под разрывами бомб ещё и колесо менять. Тяжело и страшно, конечно, было, но задание я всё же выполнила.

Понятно, что всем было тогда нелегко. Но будучи шофёром, Тане приходилось всё делать самой: не только колёса, но и детали у машин менять, а порой и ремонтировать. А попробуйте ручкой завести грузовик – мало не покажется. Мужики, сочувствуя, частенько говорили ей: «Как же ты рожать-то будешь, девонька, ведь надорвёшься ненароком». Но нагрузки молодой организм умудрился выдержать, зато руку сорвавшаяся ручка автомобильного стартёра ефрейтору Макаровой всё-таки однажды сломала. Так что пришлось ей немного походить в гипсе, а потом поездить на легковушке. Где-то через месяц Таня вновь села за баранку верной «полуторки» с номером Д 59509.

Кстати, пресловутая ручка, которой тогда нередко заводили машины, стала поводом и для знакомства с будущим мужем.

– Илья прибыл в нашу часть, успев уже повоевать на передовой, – вспоминает Татьяна Ивановна. – Он тоже был шофёром, возил кого-то из командиров, но об этом я узнала позже. А тут, смотрим с девчонками в окошко, возится мужик с машиной. Крутит, крутит ручку, а машина не заводится. Вдруг мотор всё же заработал, водитель кинулся в кабину – и тишина. Он опять за ручку, потом – за руль. И опять двигатель глохнет. Так повторялось, наверное, раз пять. Илья, понятное дело, злится, а мы с подружками заливались от хохота. Так и познакомились.

Любовь крутить было некогда, да и, честно говоря, негде. По службе сталкивались редко, а в столовую на Большой Октябрьской, например, вся часть ходила строем, с песнями – не до нежностей, понятно. Разве только на обратном пути, когда возвращались поодиночке в общежитие на Депутатскую улицу, имелась возможность поговорить. А ещё как-то вместе ходили на пленного немца смотреть, которого сбили зенитчики в небе над Ярославлем.

– Он был рыжий, в веснушках и очень ругался, что мы так откровенно его рассматриваем, – улыбается Татьяна Ивановна.

В 44-м Илью Минаева от­командировали в Ленинград, но на прощание он пообещал Тане, что обязательно найдёт её, что они не должны просто так расстаться. Он уехал, а она продолжила службу в Ярославле. 9 мая 45-го, возвращаясь из Рыбинска, куда возила очередную партию грузов, не узнала ставшего родным города: весь в сияющих огнях, на улицах полно народу, играет музыка и кружатся в танце пары. Ничего не понимающую Макарову остановили, вытащили из кабины, стали обнимать и целовать совершенно посторонние люди. «Победа! – кричали они со слезами на глазах. – Победа!» И тогда девушка-шофёр заплакала вместе со всеми.

Летом она вернулась в Гаврилов-Ям, к родителям, а чуть позже на улицу Лесную пожаловал и Илья, о котором Танечка частенько вспоминала. Пожаловал с самыми серьёзными намерениями. Вот только невеста оказалась строптивой. «Не пойду расписываться по красноармейской книжке, – заявила она только что демобилизовавшемуся жениху, – давай подождем, когда тебе вместо неё выдадут паспорт». С паспортом будущий муж объявился лишь под Новый год, причём шагал до Гаврилов-Яма пешком аж из Семибратова.

Но и тут вышла незадача с женитьбой – в загсе не оказалось марок, чтобы наклеить на свидетельство о браке в подтверждение оплаты регистрации. Тогда на помощь пришёл отец, сумевший где-то раздобыть нужные бумажки. 4 января 1946 года, в свой день рождения, Танечка Макарова стала Минаевой, а вскоре новоявленный муж тоже перебрался из родной Тулы в Гаврилов-Ям.

– Думаю, судьба свела нас не случайно, – говорит Татьяна Ивановна, – слишком многое в нашей жизни совпадало. Например, отцы у обоих были Иванами Федоровичами, и даже адреса оказались абсолютно одинаковыми: улица Лесная, дом 17. Так что брак наш наверняка был запланирован на небесах.

В 97-м Ильи Ивановича не стало. Но Татьяну Ивановну навещают и поддерживают двое детей – сын и дочь, четверо внуков и столько же правнуков. А не так давно Татьяна Ивановна решила тряхнуть стариной и села за руль «Жигуленка», старого, семейного, последние годы после смерти Ильи Ивановича без дел стоявшего в гараже.

– Честно говоря, было страшно, – признаётся всю жизнь прокрутившая баранку грузовика Минаева, – так как машин на дорогах теперь очень много и ездят они не совсем аккуратно. В наше время такого не было, потому что водители в обязательном порядке соблюдали все правила дорожного движения.

Она знает что говорит, ефрейтор Татьяна Минаева, военный шофёр, намотавшая не одну тысячу километров. И опять, несмотря на свои 86 лет, готовится надеть парадный пиджак с орденами и медалями, чтобы отметить самый любимый праздник – День Победы.