Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 13 мая 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/12686/

Вокруг Победы

рубрика: Культура
Автор: Евгений ЕРМОЛИН

Всё-таки главный гражданский праздник в стране – 9 Мая. Годы идут, но пока ничто не может объединить нас вернее и надёжнее, чем память о победе во Второй мировой. И потому беспроигрышный фаворит в откликах и мнениях теленедели – трансляция военного парада на Красной площади.


Вроде бы и не время бряцать оружием. И далеко не факт, что предъявленная нам военная техника может быть эффективной в современной войне, где воюющие армии в сущности не входят в непосредственное соприкосновение друг с другом. Но военный парад – не столько средство устрашения, сколько способ напомнить о великих событиях истории, феерия зримой победы над пространством и временем. Мы хотим, чтобы праздник был отмечен парадно и торжественно. И другой формы для торжества пока не нашли.

Кстати сказать, со мной случилось смешное дежа вю. Я на минуту отвлёкся и вдруг услышал бодрый голос диктора: «А теперь мы видим, как на Красную площадь выкатываются «тигры». Машины, конечно, выглядят довольно угловато...» Дальше диктор плавно перешёл от «угловатости» к тому, что «в машинах сразу чувствуется что-то хищное», и мне стало малость не по себе: что за притча, кому на День Победы пришла в голову мысль запустить на Красную площадь немецкие танки Второй мировой?.. Но это оказались вовсе не немецкие танки. Это наши конструкторы с небогатой фантазией назвали «тиграми» бронированные авто ГАЗ-233036. Специально заглянул в справочную базу инета и вычитал, что этот новый «тигр» может быть задействован при контртеррористических и других подобных операциях и рассчитан на девять человек. Вот так.

Впрочем, бывает и не так безобидно и смешно. Оказывается, в Челябинске на главной площади к 9 Мая поместили огромный плакат с фото, на котором засняты немецкие солдаты рядом с трофейным советским танком. В Екатеринбурге к Дню Победы оказалась приурочена какая-то мутная рекламно-банковская история с любимыми наци числами 14 и 88. А в Калининграде в конце апреля предприниматели к празднику 9 Мая открыли фешенебельный гостиничный комплекс с названием Reich Strasse – улица рейха...

По логике ассоциаций сразу подумалось, что прошлое аукается. Всего несколько дней назад присяжные признали виновными новоявленных фашиков, устроивших в 2006 году взрыв на Черкизовском рынке в столице. Обвиняемым около 20 лет или чуть больше... А на подходе, как я понимаю, ещё и сенсационный процесс Артура Рыно, совсем мальчишки, давшего признания и обвиняемого в том, что он «по идейным мотивам» убил несколько десятков иностранцев... Увы, коричневые идеи не имеют ни срока давности, ни национальности. Они заразны для всех. И вот что ещё бросилось в глаза: московские наци кощунственно назвали свой клуб «Спас», а Рыно учился в иконописной школе... В помрачённом сознании символы православной веры вступают в безумное сочетание с идеями ненависти и зла, с утверждением собственного права на убийство. Здесь есть о чём подумать и священнику, и мирянину.

Не будем о грустном, а потому попсовые перепевы военных песен и новые песенные поделки, в изобилии предложенные нам на ТВ, оставлю без комментария. Разве что одна деталь запомнилась. Краем уха услышал, как во время праздничного концерта, кажется, Лариса Долина пропела: «Не боюсь штормов ни грамма!» Отмерять шторма в граммах – это гламурненько! Чмоки-чмоки.

А вот о праздничном кинопоказе хочется сказать.

Первый канал показал за один день эпопейного масштаба телефильм (сериал) «В июне 41-го». Поразительный и самый яркий на сегодня образчик перевода трагической и героической военной темы в стилистику лубочного голливудского зрелища. Форменная небывальщина, имитирующая реальность. Неутомимый и непобедимый супергерой-любовник, злодей-фашист, беззащитная красавица, бессмысленно катающееся туда-сюда по прихоти командира небольшое подразделение вермахта – полный набор для боевика американского стиля. То ли «Рэмбо», то ли «Коммандо»... Неудивительно, что зрители сравнивали сыгравшего главную роль супермена-пограничника Безрукова то со Сталлоне, то со Шварценеггером, то с Чаком Норрисом и Брюсом Уиллисом.

Герой Безрукова, потерявший сознание от потери крови, которого били ногами и чуть не сожгли живьём, умеет несколько часов находиться без воздуха, ранения ему по барабану, он исцеляется практически мгновенно. Бегом догнал грузовик. А сильный какой! Ладно там бегать и стрелять, он в свободное от войны время наловчился пограничные столбы в гору таскать. И ваще, он тыдыдыхххх-тррратататата, одним махом сто фрицев убивахом, а они – ууууу!!!! ааааа!!! ыыыыы!!! и ну складываться трупами в штабеля. А он такой пррррыг, снаряды вокруг дыдыыыым! а он гранату – бах! А ему в спину из парабеллума трижды – тых-тых-тых!!! А ему по барабану – ему в воду надо. Простреленный в упор выплывает сам и спасает девушку! Крутовато. Если это взыскуемый патриотизм, то какой-то уж очень примитивный. Убивай – и точка.

Ранения безруковского терминатора: две дыры от пуль между лопаток (сердце, видимо, не задето), разбитое бедро, перерезанное горло, кровопотеря десять литров в час. Без еды и сна человек занимается акробатикой, бегом, рукопашным боем и подводным плаванием в течение недели круглосуточно. И даже щетина не выросла. Только одышка какая-то весь фильм, дыхание записано громко...

Но потом он вспомнил, что трижды ему таки в легкие попали, и понял, что дышать не может. Умер на месте. Я-то, каюсь, недосмотрел, но мне сказали: умер. Но я не верю! Наверное, он просто немного приболел. Устал немножко. И мы ещё увидим его новые подвиги через год. Он ещё дойдёт до Берлина и водрузит над рейхстагом Знамя Победы.

И немцам надо тоже отдать должное, они культурно ждали своей очереди по перемещению в мир иной и тактично не нападали, пока Безруков расправлялся с их товарищами. И сообразили тоже правильно: лучшее место для хранения взрывчатки – это на дамбе под открытым небом, рядом с бочками бензина и без охраны...

Из так называемых мелочей. В фильме поляки-католики крестятся, как православные. Ящики со снарядами, которые не могут поднять два человека, после того как солдат падает от пули, отлетают как пустые коробки. Безруков стреляет из орудия в грузовик. Взрывается кабина. Через секунду на заднем плане: горит кузов, кабина цела...

Безруков разбегается и падает с обрыва, пробивает бедро корягой. Коряга торчит из внешней стороны бедра. Бинтует бедро: снаружи отверстия нет, оно уже с внутренней стороны.

Одна отрада, как заметили знатоки, – правильная форма и экипировка солдат обеих воюющих сторон.

Да, руководитель Первого канала Эрнст жжот не переставая. Уверенная патриотическая халтура на День Победы. Но окончательно меня подкосило, что каждый второй зритель запомнил из фильма анонимную фразу: «Если долго смотреть в глаза Бездны, Бездна начинает смотреть на тебя...» Сказано хорошо, но сказано это было всё-таки Фридрихом Ницше. И не то чтоб Ницше не прав. Но и не без оснований видят в нём предтечу фашизма. И в суперпатриотической стрелялке странна такая невзыскательность к источникам мудрости.

«Мы из будущего» на «России» – фильм довольно средний. Но характерный. Даже симптоматичный. Бестолковая современная молодёжь там отправлена в прошлое для перевоспитания. Повоевать и понять, что почём.

Вроде б она даже и поняла. Хотя показано это как-то неумело, невнятно. Фильм снят неряшливо и малоправдоподобно в деталях. И танки: ну уж слишком убогие макеты.

Все так. Но главное – жаль, что война истолкована таким прикладным образом. Как спецшкола для трудновоспитуемых. И ещё странно, что в фильме только война может решить проблемы воспитания нынешнего юношества, которые, выходит, не решаются никаким другим путём.

Конечно, были в программе показа и фильмы о настоящей войне – как месте подвига, месте трудного, трагического выбора, месте стоической жертвы, месте тяжкого труда и короткого, яркого счастья: «В бой идут одни «старики», «Свои», «Горячий снег», «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны»... Хотя «разведчег» Штирлиц в эффектной нацистской форме уже малость утомил своим количеством на телеэкране. Ну да что ж, зато этот самый тихоновский Штирлиц в давние времена что-то нам напророчил об уже случившемся будущем.

Неудивительно, что и многие важнейшие политические события концентрируются у нас рядом с праздничным Днём Победы. Помпезная инаугурация нового президента, утверждение премьера, акции оппозиции... Радиация нашей памяти придаёт им дополнительную и особую значимость.

Манеры нового президента выглядят убедительно. Ну а дела его мы ещё увидим и оценим. Радует, что утверждённый премьером старый президент пообещал победить наконец инфляцию, бедность, коррупцию, курение и алкоголизм, а также снять административные барьеры. Он был нескучным президентом, и я верю: он останется таковым на посту премьера.

А в воскресный вечер на Рен-ТВ показали очередной довольно мутный фильм про ясновидцев и магов. И некая Аида Тер-Карапетян довольно выразительно вещала там о мистическом плане русских и лично Путина по спасению страны и всего мира. Так что всё ещё впереди.

К тому же нынешний год – юбилейный: 40 лет майской студенческой революции 1968 года в Париже, 40 лет Пражской весне и чехословацкому социализму с человеческим лицом. Великие вехи. Они переменили западный мир. А мы идём своим путём. И куда-нибудь придём несомненно.