Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 20 мая 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/12772/

Поленовские акварели в ожидании меценатов

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

Ярославский художественный музей, загодя начав подготовку к собственному дню рождения (на будущий год, в 2009 году, этот крупнейший дом искусств в российской провинции отметит своё девяностолетие), открыл серию пресс-показов, посвящённых коллекции музея. Первая презентация была посвящена коллекции Прасковьи Дмитриевны и Алексея Ивановича Антиповых.


Несмотря на то, что музейный фонд насчитывает на сегодняшний день более 70 тысяч единиц хранения – это и знаменитые иконы ярославской школы, и провинциальный портрет, и уникальные произведения парижского периода творчества Константина Коровина, и полотна мастеров русского авангарда, и многое другое – к коллекции Антиповых у ярославских искусствоведов особое отношение. Это одно из первых частных собраний, включающее двадцать одно живописное и графическое произведение, датированное XVIII – XIX веками, поступившее в музей ещё в 1920 году из частной женской гимназии Ярославля, попечителем которой была Прасковья Дмитриевна Антипова. Наибольший интерес в той коллекции представляет портрет самой Прасковьи Антиповой кисти Валентина Серова и работы Елены Поленовой – тонкого акварелиста, одной из основоположниц стиля модерн в русском искусстве.

История этой коллекции необычна ещё и тем, что она постоянно пополняется. Так, в 1983 году выяснилось, что сохранилось ещё целых 47 (!) акварелей, принадлежащих кисти Елены Поленовой и самой Прасковьи Антиповой. После ухода из жизни попечительницы частной женской гимназии эти листы волею обстоятельств оказались в частной собственности одной из бывших гимназисток, и лишь десятилетия спустя они счастливо воссоединились с первоначальным антиповским даром. Сейчас собрание Ярославского художественного музея насчитывает 53 работы (31 акварель Поленовой и 22 – Антиповой), относящиеся к единой серии – так называемому «живописному путешествию» на юг по Волге, Дону, Кавказу и Крыму, которое совершили в 1884 году эти две художницы. На всём протяжении пути они делали акварельные зарисовки, что стало своеобразным дневником путешествия.

– Такие произведения относятся к жанру «художественного» путешествия, который был популярен в России в XVIII – XIX веках наряду с литературными путешествиями, – рассказывает искусствовед Ирина Кулешова. – Достаточно вспомнить знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева. В изобразительном искусстве можно отметить братьев Чернецовых, проплывших по Волге от Рыбинска до Астрахани в 1838 году и запечатлевших путь в серии картин и рисунков. В 1884 году совершил путешествие по Волге и художник Айвазовский, оставив свой дневник путешествий в виде двух картин.

Экспонировались работы серии «живописное путешествие» Поленовой и Антиповой лишь дважды – в начале 80-х годов, вскоре после их поступления, и фрагментарно в 2004 году – в рамках проекта «Сухая вода». Включить их в постоянную экспозицию не представляется возможным: акварели для этого слишком хрупки и капризны, постоянное освещение губительно и для бумаги, на которой они написаны, и для красок, которые выгорают и разрушаются. Поэтому большую часть своей «жизни» акварельные миниатюры вынуждены «дремать», переложенные листами папиросной бумаги в папках, куда не проникает луч света. Но это, разумеется, нисколько не умаляет их художественной значимости. По словам Ирины Николаевны Кулешовой – искусствоведа, который работает с этим материалом, – «сейчас идёт работа над созданием электронного каталога живописного путешествия», что в течение ближайшего времени обеспечит доступ к фондам музея широкого зрителя.

Интрига антиповской коллекции продолжает закручиваться в наши дни. Не так давно одна из жительниц Ярославля предложила музею приобрести ещё две акварели, принадлежащие кисти Елены Поленовой. Обе работы подписные, датированные – «Духан» и «Пятигорск» 1884 года, подобные открытия сегодня ценятся на вес золота. Однако нынешняя владелица акварелей оценивает обе работы всего-навсего в 70 тысяч рублей. Для подписных работ кисти Поленовой, по словам искусствоведов, это запредельно низкая цена.

– Мы надеемся, что в Ярославле найдутся меценаты, готовые поспособствовать музею в приобретении этих акварелей, – говорит пресс-секретарь Марина Полывяная, – вписав тем самым своё имя в историю формирования музейного фонда.

– Было бы крайне обидно, если бы бесценные акварели, способные дополнить цикл путешествий известной художницы, «ушли на сторону», оказались бы экспонатом чьей-то частной коллекции, – вторит ей искусствовед Ирина Кулешова. – Я полагаю, что работы музейного уровня должны храниться исключительно в музейных фондах.

Очень хотелось бы верить, что в городе, богатом культурными и историческими традициями, действительно найдутся продолжатели славного подвижнического дела, современные Мамонтовы и Третьяковы, готовые на такой щедрый жест. Хотя бы в преддверии двух юбилеев – 90-летия ярославского художественного и тысячелетия Ярославля.