Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 14 октября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/14613/

Новые клоны, или 15 лет спустя

рубрика: Культура
Автор: Татьяна ЗЛОТНИКОВА

Это бывает невероятно редко: на наших глазах рождается и живёт новое. Новая газета, новая радиостанция, новый телевизионный канал. Мы начинаем их любить за сам факт их появления, мы сочувствуем их проблемам, осуждаем за компромиссы, смотрим вопреки разочарованиям. Они становятся кусочком нашей жизни, а наша совместная жизнь оказывается немалым сроком.


Канал НТВ вручил второй год подряд премии тележурналистам и настойчиво напоминает: надо праздновать 15-летие. По этому поводу не так давно вызывавший изумление своим появлением на телевидении вовсе не телевизионный начальник этого канала беседовал с премьер-министром России, не столько выслушивая его поздравления, сколько объясняя ему и нам с вами, почему такое замечательное НТВ, вопреки обязательному для журналистов «вопрекизму», поддерживает власть вообще и президента в частности. И в полночь с пятницы на субботу они рассказали свою биографию нам, кого 15 лет назад приучили к тому, что смотреть телевизор надо в позднее время, а новости в это время именно у них будут самыми новыми.

Неделя обещала быть насыщенной. Осеннее соперничество бурлило премьерами и юбилеями. Помните рекламу, где говорится о «других хороших» товарах. Так и на ТВ: другой крупный канал, Первый, объявил другое «главное событие октября» – сериал «Тяжёлый песок» по роману А. Рыбакова «от создателей «Московской саги» (о клонировании – ниже). Могу уверить, что бояться сильных потрясений, какие мы испытали, читая первую публикацию романа, не стоит: до ужасов дело пока не дошло. Фильм предстаёт простодушной стилизацией плохо известного авторам давнего быта, своего рода клоном польских, немецких, американ-ских лент на «еврейскую тему». Но там всё ещё только началось, поэтому оставлю коллегам возможность подробно написать об экранизации.

А у НТВ всё в разгаре, взывая к воспоминаниям и сравнениям.

Тогда они во многом – как думали они сами и, как казалось зрителям, были первыми.

Это они первыми стали крутить анонсы программ с комментариями, произносимыми за кадром «роковым» мужским голосом. Поняли: сам себя не похвалишь, никто о тебе не узнает.

Это они начали культивировать не просто официозный, но холодновато-отстранённый тон подачи информации в новостях, резкость интонаций и суждений в репортажах – независимость и профессионализм. Казалось: они знают чуть больше других, успевают чуть раньше других, находят ракурс хоть немного, да иной по сравнению с другими. Их идеал был – американская CNN, которая как раз перед образованием нашего НТВ показала образцы прямых репортажей на фоне нашего же горевшего «Белого дома»: оперативная, объективная, вездесущая. И если тот, чужой канал, мы тогда смотреть не могли, то наш казался достойным замещением ещё технически недоступного, но уже по сути близкого мирового опыта.

Это у них ведущие новостей и аналитических программ стали демонстрировать немыслимый темп речи, а репортёры в кадре надели жилеты с массой карманов, приобретя вид скитальцев, пришельцев и вообще, на зависть оседлым и спокойным зрителям, этаких таинственных посланцев. Это их репортёры нового поколения стали бродить между трупов, разбросанных по берегу океана после тайфуна (А. Лошак), среди калек и проституток (Е. Гордеева) и вообще, уподобились диггерам, ползущим по грязным и страшным катакомбам. А среди несколько неотёсанных либо почти изысканных, плотненьких либо худеньких молодых людей, немногих, одинаково жёстких барышень навсегда выделился кор-ректный и ироничный, говорливый, но не болтливый, весьма осведомлённый, но не нарушающийся приличий своей информированностью сначала рыжеватый, потом поседевший, сначала репортёр, теперь комментатор В. Кондратьев.

А потом у них появились просветительские проекты Л. Парфёнова – элегантного, чуть диссидентствующего, чуть верноподданного, чуть не достигающего грани разоблачения, чуть не погружающегося в ностальгию по советским временам в своих «сериалах» про нашу собственную недавнюю историю. И это было достойно, но весьма доступно: недаром именно Парфёнов стал кумиром молодых журналистов, отслеживавших его реплики, его заголовки, его интонации – человека, хорошо владеющего иностранным языком и бравирующего этим, его рубашки и галстуки, его позы и походку, его мимику в кадре и подтексты, уходившие за кадр.

Они стали переманивать лучших и лучшее с других каналов – а как ещё можно построить работу новой структуры? Делали это жестоко, открыто и успешно. Сначала сформировали команду ведущих и журналистов (выходцы из «России» – Т. Миткова и далее мужчины, носители брутального стиля такие, как Е. Киселёв), потом внедрили у себя (забрав с «Культуры») – не будем сейчас обсуждать полное несоответствие названия и манеры ведения, но хорошо задуманную программу «Школа злословия». Потом у них появился бодрый и нагловатый, но умело останавливающийся у собственного барьера В. Соловьёв с ток-шоу «К барьеру» и атмосферой вольного крика и якобы интерактивного голосования публики. Потом пошли игры, умные и качественные («Своя игра» – не чета народно-приветственному «Полю чудес»), семейно-кулинарные программы (лично для жены продюсируемая А. Кончаловским «Едим дома» – дорогие продукты, лёгкая речь, «Кулинарный поединок» сначала с Д. Назаровым, потом с М. Пореченковым – не парафразы ли прежнего «Смака» с А. Макаревичем?)

И стало привычным: если крупный политик даёт телеинтервью, то перед ним сидят представители трёх каналов, в том числе НТВ. Если раздают премии ТЭФИ, то многие новостные и аналитические номинации уходят на НТВ.

А потом у них появились подражатели. И на линии манеры подачи материалов. И на линии дизайна – только теперь у кого-то он алый, у кого-то оранжевый, у кого-то синий, но у всех – «энтэвэшный», с геометрическими акцентами и деталями-трансформерами.

И они перестали быть уникальными. Пошли вслед чужим скандальным или мелодраматическим опытам (всевозможные расследования, разоблачения, многократное перетряхивание в принципе одного и того же «грязного белья»). Они стали рассказывать истории любви и разлук в женских (у Пушкиной) и мужских (у Набутова) историях. Они, о ужас, пошли в общем потоке, открыв в своём нынешнем, юбилейном сезоне программу с музыкальными римейками, с перешедшей к ним с Первого канала Лолитой и подзабытыми эстрадными звёздами прежних десятилетий, коих судят не без неловкости в поведении профессиональные композиторы, поэты...

Если раньше они задавали тон, то теперь стараются быть не хуже других. Если раньше они коллекционировали, то теперь теряют (вот потеряли по каким-то своим внутренним причинам самого чёткого, самого «сухого» и корректного из ведущих первого поколения М. Осокина, который недавно появился на РЕН-ТВ, и ему словно ничего не сделалось, а у НТВ его нет...).

НТВ входило в нашу жизнь на фоне зарплат, выплачивавшихся «натурой», смены очередей и продуктовых талонов буйством несущихся вскачь цен, на фоне всё новых, пусть и на плохонькой бумаге, потом вдруг с хорошим типографским качеством газет, на фоне рекламы – рекламы как таковой, да ещё рекламы банков, тоже возникавших в темпе presto, на фоне телевизионных игр на деньги и телевизионных диалогов о жизни. Тогда не хотелось думать, что оно, как и его современница овечка Долли, было своего рода клоном. Да и был у него свой нерв и своё ощущение жизни, нашей общей жизни в её беглости и неуловимости; потому его «клоновость» не замечали или прощали.

Но вот именно в день рождения НТВ словно нарочно предъявило себя как носителя чужих генов, хотя и чудесных (если кто-то о них помнит). Показало свежий фильм собственного производства – «Всё могут короли». Наш ответ великим «Римским каникулам». Только вместо аристократично-женственной Одри Хепберн – наша крошка, замарашка, мышка серенькая, хоть и лукавая, Елена Полякова, а вместо их роскошно-небрежного и высокомерно-элегантного Грегори Пека – наш, несомненно талантливый, но почему-то всё время эксплуатируемый в своём наивно-хамоватом провинциализме Гоша Куценко. И поскольку НТВ – канал «дорогой», престижный и демонстрирующий свои возможности (а не просто ими спокойно обладающий), то вдобавок к американскому сюжету и нашим актёрам публике предложен бонус в виде совершенно непонятного и, простите, не нужного нам Жерара Депардье.

«Свадебный генерал» выписан просто для комплекта. А может, от хорошей жизни. Ибо 15 лет в эфире – это хорошо, хоть издержки видны не вооружённым телекамерой глазом.