Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 25 октября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/14767/

Увидеть в обыденном высокое

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

В выставочном зале Союза художников, что на улице Максимова, в эти дни проходит персональная выставка произведений народного художника России Владимира Александровича Ульянова, приуроченная к 75-летнему юбилею автора.


Званий у живописца, посвятившего палитре и кисти более полувека жизни, не счесть: он – лауреат премии Всесоюзного конкурса спортивного плаката, лауреат областной премии имени Опекушина, награждён премией Центрального федерального округа... Однако более других регалий, безусловно, весомых и значимых, вклад Владимира Александровича в культуру не только Ярославля и области, но и страны определяет присвоенное ему в прошлом году звание народного художника России.

По маршрутам выставочной деятельности Ульянова вообще можно изучать географию в школе: его произведения экспонировались во Франции, Италии, Англии, Германии, Америке, Сингапуре, Японии и даже Новой Зеландии. Что уж говорить о прочих, менее масштабных выставках, если одних «персоналок» за долгую выставочную деятельность у Владимира Александровича накопилось без малого с десяток! И вот теперь ещё одна персональная выставка, не подводящая итог – вовсе нет! – но расставляющая некие очень значимые для художника акценты.

«Владимира Ульянова всегда остро интересовала проблема самовыражения, формирования собственной манеры письма. Не увлекаясь бытописательством, творчески используя классические принципы, он создал целую серию портретов-картин, в которых наиболее ярко выразил своё мироощущение, – пишет о творчестве юбиляра доктор философских наук Валерий Томашов. Да, безусловно, жанр портрета превалирует в юбилейной экспозиции Владимира Ульянова. Лирик и романтик, Владимир Александрович за долгий творческий путь отдал должное воспеванию женской красоты. Пожалуй, ни у одного ярославского живописца старшего поколения нет столько обнажённой натуры, как у Ульянова, но в его «ню» нет ни капли пошлости и смакования «раздетости» модели – лишь целомудренное любование. И композиционно эти произведения выстроены так, будто автор лишь украдкой, как робкий влюблённый, подсматривает за объектом своего восхищения.

Всё творчество Владимира Ульянова проникнуто какой-то внутренней чистотой и ностальгической «несовременностью», рождающей ассоциации с той хорошей эпохой, когда за квартал от театральных подъездов спрашивали лишние билетики, новые выставки в Третьяковке и в Пушкинском становились всероссийской сенсацией и в области балета мы действительно были впереди планеты всей, а скандалы с примой Большого и кривляющиеся в «Кривом зеркале» взрослые мужчины не могли присниться даже в страшном сне.

Словом, на хороший лад настраивает ульяновское творчество. Если заглянуть в книгу отзывов, то лейтмотивом восторженных записей посетителей выставки будет незамысловатое «отсюда уходить не хочется». Недаром профессор Томашов, являющийся давним поклонником художника, отмечает, что «творчество Ульянова, художника вдумчивого, не удовлетворяющегося поверхностным «скольжением» по жизни, находит отклик в сердцах любителей искусства».

Не могу сказать, что абсолютно всё, созданное Владимиром Александровичем, мне эстетически близко. В некоторых произведениях настолько ощутимо прослеживается «дух времени», что буквально физически начинаешь ощущать «социальный заказ». Несколько насторожила меня, к примеру, усиленная концентрация образа Ярослава Мудрого – три порт­рета одного исторического персонажа даже для пространной экспозиции, раскинувшейся в нескольких залах, согласитесь, многовато, особенно если учитывать, что художник работает отнюдь не в миниатюре, а предпочитает полотна масштабные. Это не хорошо и не плохо, просто – констатация факта: вполне объяснимо тиражирование образа основателя областного города, коль во всех кабинетах разговоры исключительно о грядущем тысячелетии Ярославля. И тем не менее мне кажется, что перед живописью и художником такого масштаба и такого дарования, как Владимир Александрович, стоят несколько иные задачи, нежели непосредственный отклик «на злобу дня».

С другой стороны, художник не медовый пряник, чтобы нравиться абсолютно всем наблюдателям его творчества, и это его личное дело – увековечивать Ярослава Мудрого или писать гроздья рябины под окном. Но в заснеженной Волжской набережной кисти Ульянова или в удивительно живописном пейзаже – виде с Волги на Арсенальную башню (ракурс, к сожалению, канувший в Лету, из-за нововведений градостроительства), право слово, куда больше авторской любви и признательности родному городу, нежели в парадных портретах его основателя. Хотя, повторюсь, это – дело вкуса.

По словам коллег Владимира Ульянова по цеху, юбиляру удаётся увидеть в обыденном – высокое, а такой дар дан избранным. Однажды видный советский живописец и график, заслуженный деятель искусств России, награждённый серебряной медалью Академии художеств России «За вклад в развитие отечественного искусства», Владимир Кутилин сказал: «Всё от любви, так любить жизнь, природу, искусство, как любит его Ульянов, это – редкий случай. И эта любовь идёт с его холстов».