Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 08 ноября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/14907/

Маяковский – это любовь

рубрика: Культура
Автор: Ирина ШИХВАРГЕР

Практически незамеченной прошла в этом году недостаточно «круглая», но заметная дата. Исполнилось 115 лет со дня рождения Владимира Маяковского.


Может, потому, что Маяков-ский, поэт революции, уж очень сейчас не ко времени и не ко двору. И странно читать нам, сегодняшним: «В поцелуе рук ли, // губ ли, // в дрожи тела // близких мне // красный // цвет // моих республик // тоже // должен // пламенеть».

Но стоит постараться и очистить своё сердце от накипи, чтобы ощутить великую силу любви в этих глубоко искренних строчках Маяковского. Той любви, что в этом же стихотворении звучит тихой лаской, обращённой к любимой женщине: «Иди сюда, // иди на перекрёсток // моих больших // и неуклюжих рук». А вот ещё: «Я люблю зверьё. // Увидишь собачонку – // тут у булочной одна – // сплошная плешь, – // из себя // и то готов достать печёнку. // Мне не жалко, дорогая, // ешь!» Маяковский весь – любовь. Огромная, не вместившаяся в свою эпоху и не вмещающаяся в нашу. К этой любви – обжигающей и очищающей – посчаст-ливилось прикоснуться нам – тем, кто пришёл в начале ноября на литературный вечер в ярославскую библиотеку имени Лермонтова.

Нашей гостьей была филолог Нелли Вильямовна Андреева. Для неё всё, что связано с Маяковским, – не просто история литературы, а глубоко личное переживание, часть собственной жизни. Дело в том, что в 1964 году, в конце хрущёвской «оттепели», она, москвичка, в то время студентка Московского педагогиче-ского института имени Ленина, познакомилась и подружилась с замечательными людьми, входившими в «агитбригаду Маяковского».

Об этой Бригаде сейчас уже почти никто не знает, да и тогда знали немногие. Это содружество творческих людей, объединённых рыцарской любовью к Маяков-скому, было по сути дела нелегальной организацией. Встречи и концерты Бригады проходили в квартире её руководителя, научного сотрудника литературного музея Артемия Григорьевича Бромберга. И приглашались на эти встречи люди надёжные. Почему же нужна была такая конспирация? Ведь Маяковский к тому времени был не просто признанным поэтом, а официальным знаменем советской поэзии. Да да в том и дело, что официальным. А подлинный Маяковский, живой, страдающий, несовместимый с казённой фальшью, был задавлен этой официальностью. На встречах Бригады царила атмосфера дружества и свободы – тот воздух, в котором только и может по-настоящему жить поэзия. А какие люди туда приходили! Поэт Алексей Елисеевич Кручёных, сподвижник Маяковского, очень пожилой, интереснейший человек. Совсем ещё молодой, но уже известный Евгений Евтушенко. Великая пианистка Мария Вениаминовна Юдина… А душой Бригады, человеком, увлекавшим и объединявшим всех, был Артемий Бромберг.

Бригада Маяковского возникла в начале 1930 года, когда Маяковский создал и открыл свою юбилейную выставку «20 лет работы». Эта выставка, как и вся тогдашняя жизнь Маяковского, сопровождалась откровенной травлей – живой поэт стал неугоден установившейся системе; это потом, уже мёртвого, она его возвеличила. Но на эту выставку пришли молодые, горячие, влюблённые в творчество Маяковского люди. Они-то, защищая поэта, и организовали Бригаду Маяковского. Через несколько десятилетий, пройдя вместе со страной через многие трагические испытания, постаревшие, но всё такие же душевно молодые и горячие, эти люди сохранили верность Маяковскому и своей Бригаде.

Около трёх лет участвовала в деятельности Бригады юная москвичка Нелли. А теперь она, Нелли Вильямовна Андреева, ныне жительница города Мышкина, филолог и преподаватель живописи в детской воскресной школе, осталась, по её словам, возможно, единственной живой участницей того уникального содружества. И она считает своим долгом рассказать о бригаде Маяковского. Написала об этом книгу. Провела в 2006 году замечательный вечер в мышкинской Опочининской библиотеке. И приехала к нам – чтобы сказать своё слово о Маяковском, о людях Бригады, подумать ещё раз вместе с нами о причинах гибели гениального поэта.

Эта встреча сопровождалась показом фотографий, в том числе уникальных, из архива Нелли Вильямовны. Но главное, что определило атмосферу вечера, – это любовь. Великая любовь, пронизывающая поэзию Маяковского. И то чувство, которое несёт в себе Нелли Вильямовна и о котором она говорила как о главной задаче нашей встречи: «Я должна перелить из своего сердца в ваши сердца за этот вечер ту огромную, всепоглощающую любовь к Маяковскому, которая досталась мне от Бригады и её руководителя Артемия Григорьевича Бромберга… Хотя бы малую каплю…»

Любовь противостоит душевной мелкости, поэзия противостоит пошлости. Но силы неравны. Пошлость слишком часто убивает поэтов. Пошлость, принявшая обличье государственной системы, погубила Маяковского. И та же пошлость через много лет, в 1966 году, добила его верного рыцаря Артемия Бромберга. Судьба ещё раз прошлась по уцелевшим после террора и войны давним членам Бригады: кто-то из них к тому времени умер, кто-то уехал… Бригада перестала существовать. Артемий Григорьевич организовал новую «агитбригаду Маяковского» в одной из московских школ. Талантливый и страстный, весёлый и добрый, он умел загораться сам и зажигать людей. Дело пошло. Но через два месяца вечер Маяковского запретили, агитбригаду закрыли. Артемий Григорьевич долго ходил тогда под дождём по улицам. Потом пришёл домой, лёг, отвернулся к стене и умер…

Казалось бы, всё. «Любовная лодка разбилась о быт». Но искорка, оставленная Артемием Бромбергом и его делом в нашей жизни, горит, не гаснет. Уже готовится к печати книга воспоминаний о Бригаде, написанная Нелли Андреевой. И не забудут её рассказа люди, слушавшие её раньше в Мышкине и совсем недавно у нас в Ярославле. И те, кто ещё будет её слушать.

А вечер в нашей библиотеке завершился незапланированно. Читательница Инна Дмитриевна Уварова попросила слова – и с живым чувством, с сердечным жаром прочитала любимые стихи великого лирического поэта. Другим слушателям тоже явно не хотелось расходиться, отрываться от Маяковского. Так что пошлость пошлостью, «но поэзия – // пресволочнейшая штуковина: // существует – // и ни в зуб ногой». Так сказал Владимир Маяковский. И с ним не поспоришь!

Комментарии