Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 26 ноября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/15242/

Соль земли Ярославской

рубрика: Культура
Автор: Светлана КРУПИНА

Сделать глубокий и полный обзор статей «Северного края» за восемь предыдущих лет до юбилейного, 2008-го – дело, без сомнения, нереальное. Как точно подметил когда-то в XIX веке, из которого, собственно, газета наша и родом, Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное!» И поэтому обратим внимание своё и читателей только на статьи о людях. Тем более, что люди, как известно, – самое главное богатство нашего края, соль земли Ярославской!


Но и этот пласт публикаций оказался настолько огромным – газета-то ежедневная. О земляках своих корреспонденты «Северного» пишут много и интересно. Вот тому наглядный пример. Подшивка за один лишь месяц – декабрь 2006-го. А там и подготовленная Татьяной Егоровой «Семейная хроника Вахромеевых» – воспоминания Варфоломея Александровича Вахромеева о том, как семья его выживала в буре ярославского мятежа восемнадцатого года, и литературный портрет Герберта Кемоклидзе «Коля, Коля, Николай» к 90-летию поэта из Рыбинска Николая Якушева, и ещё один юбилей – 60-летие главного врача больницы имени Соловьёва Александра Александровича Дегтярёва, который «Никогда не боялся хулиганов и больницы» – с ним побеседовала Лариса Драч, а Юлиан Надеждин – «Я никогда и никуда не пробивался» – интереснейшее интервью взял у Эдуарда Артемьева, известного композитора, автора балета-пантомимы «Мёртвые души», написавшего музыку к 140 фильмам, и рассказал в статье «Хороший человек из Кафана» о судьбе мигранта из Армении скульптора Гагика Алексаняна… И ещё с десяток статей других корреспондентов об известных наших земляках. Через призму судеб этих людей просматривают авторы проблемы истории и современности, самые различные стороны человеческой жизни.

«СЕВЕРЯНКИ» УЛУЧШАЮТ ДЕМОГРАФИЮ

Бережно листаю страницы подшивки за 2002 год, и вдруг на первой странице газеты за 23 ноября знакомое лицо – с фотографии Вячеслава Юрасова улыбается Ирина Косульникова (тогда корреспондент «Северного края», а ныне заместитель редактора), держа на руках новорождённую свою доченьку Танюшу. Ирина Аркадьевна, как рассказывает автор статьи «Итак, она звалась Татьяна…», накануне праздника – Дня матери ряды этой лучшей половины человечества пополнила. Кстати, совпадений в семье нашей коллеги интересных немало. К примеру, у обоих, Ирины и Александра, мамы – Тани, и поэтому споров, как назвать дочурку, не было.

За несколько номеров до этого, 18 сентября, в публикации «Дети на вес золота» газета призывала ярославцев, чтобы хоть как-то стабилизировать демографическую обстановку в стране: позволить себе двух детей. Как говорят демографы, «для возмещения и мужа, и жены». Мало того, что наша Ирина Аркадьевна «откликнулась» на этот призыв улучшить демографию области буквально и фактически одной из первых, она, как человек серьёзный и ответственный, довела дело это нужное до конца – в октябре нынешнего года подарила родному краю ещё и вторую дочку!

ЯРОСЛАВСКАЯ ЗОЛУШКА В ПАРИЖЕ

Следующий год, 2003-й, начался с очередной «человеческой находки» Владимира Ширяева. 31 января в статье «Ярославна живёт в Париже» рассказывается о ярославне Татьяне Хлебниковой, которой судьба, как говорится, улыбнулась – и очень широкой улыбкой.

«Едва ли не в каждой сказке добрый, трудолюбивый человек, попав в сложные жизненные обстоятельства, в конце концов обретает счастье. Сегодняшний день – не исключение. Буквально на глазах преобразилась жизнь молодой женщины из Ярославля. С ней произошло то, что и не снилось Золушке из старинной сказки»,– уверяет нас автор.

И он абсолютно прав, ведь Татьяну именуют сегодня мадам Вейт – она супруга одного из руководителей крупной французской фирмы «Суфле», признанной на мировом рынке зерна и солода.

Конечно же, в том, что ярославна попала в «замок принца» и живёт теперь в пригороде Парижа, главную роль сыграл случай. Во время турне во Францию руководителей первого мельзавода, которым героиня Владимира Ширяева была рекомендована в качестве гида, «на неё положил глаз Рауль Вейт». «Но Золушка не была бы ею, не обладай она качествами, которые существуют не только в сказке… Её знание культуры страны, природное умение общаться с людьми всегда были на высоте… Сейчас Рауль просто не мыслит свой до предела насыщенный трудовой день без супруги. Она воплотила в себе любимую жену, переводчика, личного секретаря по связям с деловыми партнёрами».

ТАК И СПАСЛИ

В том, что Татьяна Игоревна очень открытый и коммуникабельный человек, я убедилась лично. В родной город привела её на этот раз беда, случившаяся в семье, – сын Рауля от первого брака Реми три года назад попал в автокатастрофу и всё это время был прикован к инвалидной коляске. И несмотря на то, что медицина во Франции высочайшего уровня, поставить на ноги юношу смогли только наши, ярославские врачи. Юношу привезли на лечение в больницу имени Соловьёва к профессору, доктору медицинских наук Евгению Владимировичу Звереву, и здоровье Реми пошло на поправку, а сам он стал потихонечку ходить.

Ярославские врачи – в отдельных отраслях медицины одни из лучших не только в нашей стране, но, без преувеличения, и в мире. Так считают и зарубежные медицинские светила, и, конечно же, больные, которым наши доктора помо­гли.

– Помню, в реанимации на третий день после операции тихий шёпот: «Давление падает…» Думаю, скорее бы оно упало, зачем я их мучаю? Боли не чувствовала, прошлая жизнь не проносилась передо мной, лишь неловко, что доктора так хлопочут. Вдруг голос хирурга: «Давление поднимается, откройте глаза». И я открыла: «Я вас всех вижу!» Так и спасли.

Это отрывок из статьи Натальи Алякритской в номере за 19 июня 2004 года «Настоящий маэстро хирургии» о хирурге-онкологе Александре Александровиче Боброве. О своём спасителе пациентка отзывается так: «…Врач он от Бога и человек редкий, поэтому безоговорочно верим ему. У иных годы прошли со дня операции, а наш доктор отслеживает состояние каждого. Я будто заново родилась благодаря ему: после многолетней депрессии, что привела к заболеванию, решилась на заграничное путешествие, а «путёвку» он прописал». Коллеги же хирурга Боброва говорят, что в его руках особая энергетика, божья сила. Она свыше даётся. А человечность – часть его врачебного таланта.

ПРО ДЯДЮ ФЁДОРА И ТАИНСТВЕННЫЕ РОСПИСИ

В нашей газете мы рассказываем и о чудаках, которыми испокон веков Русь славилась, и о самородках из народа, о людях увлечённых. К первым можно отнести героя статьи «Дядя Фёдор из Простоквашина» Екатерины Абрамовой за 28 сентября 2005 года. Правда, если судить по картам, нет в Ярославской области деревеньки с таким названием. «Но это ещё не значит, что она существует только в книжках и мультфильмах. Выдумку Эдуарда Успенского претворили в быль пошехонцы – в деревне Вощиково почти двадцать лет есть местечко, которое зовут Простоквашином». Потому что живёт здесь самый настоящий дядя Фёдор. Иначе к нему и не обращаются земляки. Вощиковцы очень гордятся дядей Фёдором, с удовольствием рассказывают о нём приезжим, приукрашивая, конечно. Живут у Фёдора Морозова, колоритного такого русского мужичка, бородатого и усатого, коренастого, две кошки (правда, не Кот Матроскин), пёс лохматый (но не Шарик) и два телёнка (к сожалению, Гаврюши среди них тоже нет). Дружно живут, как в известном мультике. А придумал всю эту забавную историю балагур-сосед, с которым Морозовы первыми на новой улице деревенской поселились – дома для молодых селян здесь выде­ляли.

– Ну а раз есть Фёдор, значит, должно быть и Простоквашино, – поделился он своими мыслями с нашим корреспондентом. – Вот тут, где теперь сарай стоит, раньше был столб. Я приделал на него дощечку – как, помните, в мультике. И буквами такими же написал. Так-то вот. А почтальонша сердилась.

Год 2007-й. Статья Натальи Виноградовой «Таинственные писанки». О традиции раскрашивания яиц и мастере их росписи Светлане Кремнёвой. Почти мистическая. «Писанки для мастерицы – материальное воплощение некой недоступной нашему сознанию информации, а порой и предупреждение, – пишет Наталья. – Светлана рассказала историю, как однажды ждала приезда дочери из Москвы. Но та позвонила и сказала, что неожиданно «охранная» писанка, которую ей подарила мать, раскололась. Дочь задержалась на несколько минут, чтобы привести комнату в порядок. Через некоторое время – новый звонок: она стояла на дороге в пробке, впереди произошла страшная авария – столкнулись несколько машин, было много пострадавших. Если бы не расколовшаяся писанка, дочь оказалась бы в самом центре трагедии…». Интересно? Уверена, что да!

В 2007-м, в самом его начале, я пришла на работу в «Северный край». И первая моя большая статья тоже была о человеке, о ярославне с необычными способностями Ангелине Красавиной. После пережитой клинической смерти она превратилась в «женщину-магнит» с экстрасенсорными возможностями и может удерживать без помощи рук на своём теле различные предметы – ножницы, диски, ручки… Статья вышла накануне Международного женского дня.

Поработав долгие годы в различных организациях и разных городах бывшего Союза почти тридцать лет, автор этих строк повидала многое. Но нигде ранее, и это я говорю совершенно искренне, не встречала такого гуманного, человечного отношения и к сотрудникам газеты, и к читателям, их проблемам, как в этой редакции. И уверена, что принцип «человек – это главное, соль земли Ярославской» не был нарушен «Северным краем» за всю его долгую историю ни разу!