Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 27 ноября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/15259/

Во всём виноваты импрессионисты

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

Сегодня в выставочном зале Союза художников открывается юбилейная выставка известного ярославского живописца Владимира Литвинова. Он, пожалуй, единственный, кто не только однажды на практике алгеброй гармонию поверил, но и продолжает этим успешно заниматься на протяжении трёх десятилетий.


Владимир Литвинов закончил Москов-ский физико-технический институт. Защитил кандидатскую. Преподаёт в Ярославском государственном университете имени Демидова. А в перерывах между лекциями по математическому анализу... пишет пейзажи. Рассказывает, что во всём виноваты импрессионисты. Это они превратили его из физика в лирика.

– Когда я учился на физтехе, привозили работы импрессионистов. Это был 1967 год, и «Метрополитен» музей показывали в Моск-ве. Это произвело настолько сильное впечатление, что вот как-то повело налево.

Дабы двигаться в этом неожиданном для него направлении было легче, Литвинов берёт уроки живописи, учится, будучи уже взрослым человеком, в Ярославском художественном училище. Примечательно, что за разрешением учиться Литвинов специально ездил в Министерство культуры РФ.

И вот уже 35 лет Владимир Викторович с мольбертом за плечами колесит по российским городам и весям. Недаром искусствовед Татьяна Кравчук практически все работы Литвинова называет «путевыми заметками». Сам же художник считает это путём к самому себе.

– Мне очень нравится вода и солнце. Это две темы, которые мне не дают покоя. Вода – самая переменчивая «материя» из всего существующего, а что касается солнца, то оно есть даже в самый пасмурный день, просто его как-то нужно увидеть, почувствовать. И мне бы очень хотелось, чтобы в моих работах было если не присутствие, то ощущение и того, и другого.

Что касается стилистических пристрастий и манеры письма, то некоторые искусствоведы полагают, что Литвинов нашёл способ гармоничного живописного соединения европейской и русской национальной традиции, и, говоря о Литвинове, поминают Сезанна, Ван Гога, Гогена. Сам же Владимир Викторович на сей счёт придерживается такого мнения:

– Я – приверженец российской реалистической школы, но считается, что я имею пристрастие также к французскому импрессионизму: возможно, последнее проистекает из моей любви к цвету, что было свойственно и художникам этого модернистского направления.

Литвинов – труженик, каких поискать. Когда ему ни позвони, на вопрос «чем занимаешься?» он неизменно отшучивается: «красим помаленьку». Результат его усердия – несметное количество выставок всех уровней значимости, включая персональные. Его работы с успехом экспонировались во многих городах России и за рубежом: в Англии, Германии, Финляндии; многие холсты находятся в музейных коллекциях и частных собраниях. Неугомонный и деятельный, он не устаёт генерировать атмосферу творчества вокруг себя: придумал, к примеру, объединить нескольких своих единомышленников в творческий союз, и вот уже целую пятилетку «Парус», ведомый Литвиновым, успешно курсирует в волнах художественного пространства не только Ярославской области, но и страны.

Он не делит науку и искусство, работу и творчество – всё у него и для души, и для ума, гармония и алгебра в единой упряжке. По словам Владимира Литвинова, и математика, и живопись помогают ему из общего многообразия выделить суть явлений природы и жизни общества.