Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 27 января 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/15697/

100 лет в Татьянин день

рубрика: Культура
Автор: Ольга ВАСИЛЬЕВА

День рождения Татьяна Кирилловна Седунова не празднует – только именины: 25 января в Татьянин день. С утра отправляется в церковь, а потом приходят её дети, племянница, внуки... Садятся за празд­ничный стол, желают имениннице здоровья и долголетия. Всё сбывается: Татьяне Кирилловне 3 января исполнилось 100 лет, она бодрая женщина, с чувством юмора. В доме справляется одна, топит печь и многое делает по хозяйству, а летом содержит огород. Её дочь Валентина Васильевна говорит, что семь лет назад с мамой косили траву для коровы, а десять лет назад мама лично заготавливала в лесу дрова с помощью пилы и топора.


Татьяна Кирилловна живёт в Некоузском районе в посёлке Волга, а родилась в селе Наволок в 20 километрах к западу от города Мологи. Теперь это место – под водой Рыбин­ского моря. Её отец Кирилл Николаевич Суворов женился дважды. От двух браков у него было
8 детей, и старшая дочь оказалась ровесницей его второй жене Надежде Ивановне Волковой. Это была богатая крестьянская семья. В хозяйстве – пять коров, кобыла, три жеребёнка, 50 овец. Младшую из детей Таню любили, баловали, красиво одевали. Но выросла работящая и сохранила хорошие воспоминания о кресть­янском труде: как возили молоко на сыроварню, а оттуда сыр и масло поступали в магазины Рыбинска, где всё раскупали горожане. На зиму заготавливали по 20 стогов сена – 50 пудов каждый. Сеяли яровую и озимую пшеницу, овёс и ячмень. Солили мясо в кадках. Из овечьей шерсти катали валенки, вязали носки и шали.
Гражданская война разрушила налаженную жизнь. Татьяна Кирилловна помнит продразвёрстку, раскулачивание. Их семью не тронули потому, что её старший сводный брат воевал в дивизии Чапаева. В коллективизацию крестьян записали в совхоз, основанный на имуществе и землях Иловны – усадьбы Мусиных-Пушкиных. Стоял там барский дом с двумя львами, чугунная лестница вела к реке, был парк, конюшня, пекарня... А Татьяна работала на ферме – 20 коров доила вручную. В полутора километрах от усадьбы в деревне Туниково встретила будущего мужа – Василия Тимофеевича Седунова. Построили себе дом высокий, на высоком красивом месте, завели хозяйство, но в это время власти объявили о затоплении края. Дом сгорел до затопления. Супруги купили дом в деревне Малая Рёжа под Рыбинском и переправили на плоту по Волге в посёлок Норское под Ярославлем. Татьяна Кирилловна устроилась на фабрику «Красный Перевал», пряла хлопчатобумажную нить. Во время финской войны мобилизовали Василия Тимофеевича – направили в военное училище, чтобы стал танкистом. Он воевал на Великой Отечественной, заболел малярией и вернулся домой в 1942 году. Его лечили, несколько раз переливали кровь – её давала Татьяна Кирилловна, но жить ему оставалось недолго. Семья перебралась на станцию Волга. Родилось трое детей. Татьяна Кирилловна после смерти мужа сама достраивала дом, работала на шерсто­прядильной фабрике.
У неё был добрый начальник – по праздникам отпускал на церковные службы. Ходила 10 километров до Поповки под Шестихином. Не пропустила ни одной праздничной или воскресной, пела в церковном хоре. Когда-то в юности она мечтала уйти в монастырь – Афанасьевский в Мологе. Была знакома с отцом Павлом Груздевым, вспоминает его доброту и весёлый нрав. Медаль «За труды во славу матери-церкви на Ярославской земле» от Ярославской епархии вручили Татьяне Кирилловне Седуновой, когда ей исполнилось 98 лет.
Достойная и долгая жизнь не осталась без внимания земляков. Преподаватель географии Волжской средней школы Елена Николаевна Михайлова помогает ученикам в краеведческих исследованиях. Под её руководством Коля Баданов написал работу о Татьяне Кирилловне. Теперь он уже учится в Рыбинске, но краеведение не оставил. В ответ на его искренний интерес местные жители охотно делятся сокровищами своей памяти.