Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 25 января 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/1579/

Полным-полна коробушка...

рубрика: Культура
Автор: Марина ШИМАНСКАЯ

Сегодня отмечает день рождения Ярославский музей-заповедник. Традиционно мы поздравляем музейщиков с появлением на свет их бесценно драгоценного детища в конце января и всегда ждем, чем же они порадуют нас в честь новорожденного. Надо отдать им должное – их фантазия неисчерпаема. 25 января гости музея (а ими могут стать все желающие) соберутся на выставке «Ярмарка». Приобрести здесь можно будет не мануфактуру, не продукты, а эмоции, хорошее настроение и знания о том, что такое настоящая русская ярмарка.


Открытый, нарядный и праздничный торг дошел до нас из времен стародавних. Ярмарки в России любили, число их доходило до трех тысяч в год. Лесные, конные, степные, хлебные – каких только не было! Разные не только по назначению, но и по продолжительности – какая на один день откроется, а какая и больше месяца стоит. Долгое время самыми крупными и известными в России ярмарками были Ирбитская (25 января – 1 марта), Киевская (1 февраля – 1 марта) и Нижегородская (15 июля – 25 августа). Старую русскую ярмарку невозможно представить без гулянья, театра, медвежьих потех. Ярмарочный театр – балаган – выпустил в жизнь многие цирковые и эстрадные жанры искусства. Вожаки с дрессированными медведями появились именно на ярмарке. Причем лучшими дрессировщиками считались ярославцы. Неизменным героем балаганного представления был Петрушка – основоположник эстрадного разговорного жанра.

На торговой площади ярмарки могло находиться до нескольких десятков балаганов и балаганчиков, которые отличались и репертуаром, и ценой билета. Крупные балаганы вмещали до тысячи человек и принадлежали, как правило, богатым торговцам.

На ярмарке оплачивались не только торговые площади, но и место под здание балагана. Квадратная сажень стоила немалых денег – 25 рублей. Лучшие места – первую линию ярмарки – занимали самые богатые, располагая на ней и торговые палатки, и балаганы. Были и такие торговцы, которые не арендовали площадь под магазин – он весь располагался на лотке, подвешенном перед собственной грудью. Вывеской и рекламой разносчика мелкого товара был крик. Так что «крик» – это профессиональное понятие ярмарочных лоточников. На выставке «Ярмарка» гостей ждет немало открытий – когда и кто на Руси стал первым торговать, какие товары выставлялись на продажу, что пользовалось наибольшим спросом. И уж, конечно, всем будет интересно узнать, какие ярмарки устраивались в Ярославской губернии и о чем «кричали» местные лоточники.

Выставка «Ярмарка» – не просто подарок к очередному дню рождения музея. С нее начинается строительство детского интерактивного музея МОСТ (мыслим, общаемся, созерцаем, творим). В дальнейшем ее главными посетителями станут дети, которые смогут не только посмотреть, какой была старинная ярмарка, но и стать ее активным участником – продавцом, покупателем, зазывалой, артистом балагана. Опыт работы на подобных выставках показал, что в игры с увлечением включаются и взрослые, сопровождающие детей.

А пока, пожелав музею долгих лет жизни, богатства, здоровья, погуляем по русской ярмарке и мы с вами, вспомним старую присказку: «И я там был, мед, пиво пил (обязательно будет!), по усам текло, а в рот не попало!»