Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 13 февраля 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/15869/

Музам указали на дверь

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН

Сама жизнь избавила автора вчерашней публикации «Узок круг этих революционеров» о культурном подполье наших дней от необходимости плавно закруглить остроугольную тему какими-то умиротворяющими выводами. Когда те заметки готовились к печати, в редакцию поступил читательский запрос: не откладывая прояснить слух о том, что здание музея современного искусства «Дом муз» по улице Чайковского, 23а, возможно, будет передано соседям из развлекательного центра «Смирнов».


Первым, кто сразу же согласился с тем, что нет дыма без огня, был среди наших собеседников архитектор-реставратор, председатель областного совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Вячеслав Сафронов.
- Если так случится, это ужасно, - не скрыл он своих чувств. - Уникальные коллекции, собранные художником Ариадной Соколовой, и сама бывшая больница Бибиковых, памятник архитектуры XIX века, единственный в Ярославле образец стиля «русской готики», если куда-то и «передавать», то, думаю, музею истории города, иначе его вряд ли сохранить для культуры.
Именно этого - сохранить для культуры - добивалась общественность двадцать лет назад после того, как на Чайковского, 23а, расселили коммуналку и встал вопрос, что с двухэтажным особняком делать. Задумывали целый городок искусств - вкупе с музеем Максима Богдановича, выставкой скульптуры под открытым небом, местом клубных встреч - центром современного искусства, мемориальным кабинетом хирурга Николая Бибикова, большого книжника, автора переложения «Слова о полку Игореве», напечатанного в типолитографии Е. Ф. Вахрамеева в 1913 году, по некоторым данным, друга юности Собинова.
По договору с мэрией «Дом муз», где Ариадна Соколова разместила собранные ею коллекции искусства авангарда, поп-арта, детского творчества, старинной хозяйственной утвари, был освобождён от арендной платы. Но все коммунальные расходы легли на плечи Ариадны Леонидовны, не получающей за свои сердобольные хлопоты никакой зарплаты.
В новое тысячелетие обитель муз вступила с незаконченным ремонтом, неподключённым теплом, бурьяном под окнами, с огромными долгами по коммуналке. Воспитаннице академии художеств Соколовой рассчитывать оставалось разве что на продажу собственной живописи...
Отдавая должное редкостному бескорыстию хозяйки музея и её многотерпению, «Северный край» не раз писал о тех бурьянных кущах, как и о том, что настоящим центром общения музей всё же так и не стал, о странной необщительности муз: вход в музей «по предварительной договорённости», а именно: если хочешь связаться с хозяйкой, оставляй в дверях записку с номером собственного телефона и жди звонка.
- Проверки наших специалистов на улице Чайковского, 23а, показали, что здание находится в удручающем состоянии, - поддержала разговор специалист комитета по управлению муниципальным имуществом, куратор по аренде Марина Белоухова. - Но есть тройственный договор между нашим КУМИ, управлением культуры и общественной организацией - музей современного искусства «Дом муз» - о безвозмездном пользовании помещением, и этот договор остаётся в силе. Бывшая больница Бибиковых по-прежнему находится на балансе управления культуры. А вот сведениями о том, что будет с «Домом муз» дальше, я не располагаю.
Вспомним к слову: городок искусств задумали вовсе не для узкого круга избранных. Заявку с программой «Дома муз» подписывали вместе с Соколовой, например, актриса и депутат Наталья Терентьева и тогда ещё доцент пединститута Владимир Жельвис, искусствовед, нынешний заместитель директора музея истории города Николай Корсиков и руководитель знаменитого ансамбля «Барокко» Игорь Попков, врачи, учителя, заводские специалисты.
О том, что над музами нависла угроза оказаться на улице, сама Ариадна Леонидовна не ведает ни сном, ни духом. С донкихотским упорством беззаветно верит в то, что у этих прекрасных дам в Ярославле всегда найдутся покровители и защитники.