Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 28 января 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/1651/

Меняю шило на мыло

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

Родившийся в начале ХХ века коллаж (техника создания картины методом соединения различных фрагментов) по-прежнему является одним из самых созвучных дыханию современности направлений искусства. Интерес к истории коллажа и к мастерам, работающим в этом жанре, прогрессирует день ото дня. Дабы не отстать в этом вопросе от культурного народонаселения планеты, сотрудники Ярославского художественного музея пригласили в гости одного из самых заметных представителей этого актуального арт-направления. Би Флауерс, нидерландский художник, проживающий в Москве, представляет в Губернаторском доме созданные им «Большие иллюзии».


...Ведь вот как бывает: жил-поживал некий человек с самого рождения в благополучной, ни в чем не нуждающейся Голландии. В детстве много путешествовал с семьей по разным странам, несколько лет провел в Египте. А потом вдруг – бац! – увлекся русской литературой и музыкой, поступил на русское отделение Амстердамского университета. Но этого ему показалось мало: страстно захотелось самому увидеть, услышать, пощупать и попробовать на вкус ту страну, общественно-политический строй которой превратил ее образ на Западе в миф. В то время, о котором идет речь, это был еще Советский Союз. Сказано – сделано.

Увиденное молодого голландца так впечатлило, что он напрочь забыл, где его родина, где его дом, и остался в нашей стране безграничных возможностей и еще больших безобразий навсегда. Более того, сменил имя. Как его звали раньше, говорит, неважно. Теперь он Би Флауерс. Новое имя художник себе придумал лет пять назад. По его словам (а по-русски новоявленный москвич Би Флауерс говорит – дай бог каждому рожденному в России), новое имя, безусловно, связано с искусством, но не конкретно с техникой коллажа, в которой художник специализируется последние два года. Делает он это, надо отметить, успешно. Достаточно сказать, что столичный музей современного искусства приобрел несколько его работ для своей коллекции. Посвященному этот факт скажет о многом. Не застаиваются в мастерской и другие работы художника, выполненные в технике компьютерного коллажа, они находят своих новых владельцев как у нас в России, так и за рубежом. Чтобы уж окончательно поставить точку в щекотливом финансовом вопросе, спрашиваю Би Флауерса без обиняков:

– Картины – ваш един-ственный бизнес? Именно этим вы зарабатываете на жизнь?

– Да, именно этим. И автор-ской фотографией, чем занимался прежде.

– Вы приехали в Советский Союз под впечатлением прочитанной литературы XIX века?

– Почему, я еще Горького читал...

– Но тем не менее... Сколь отлична оказалась реальная страна от той, которую вы себе вообразили по книгам?

– Были совпадения, равно как и отличия. Но самое поразительное случилось потом: на моих глазах исчезла страна, в которой я когда-то хотел побывать.

– События, происходящие с ней сейчас, вы воспринимаете как россиянин – изнутри или как иностранец – со стороны?

– Я не тот и не другой...

У Би Флауерса нет желания вернуться на родину в Нидерланды, равно как нет и желания во что бы то ни стало по-нравиться зрителю. Российскому или западному – не суть важно.

– Мои работы – это в первую очередь попытка кое-что понять, стремление самому разобраться в происходящем.

Интересует же Би Флауерса вот что.

– В течение последних двух десятилетий Россия пытается отказаться от многих ценностей и иллюзий, рожденных в результате событий 1917 года, – говорит куратор выставки, человек, открывший ярослав-скому зрителю художника Би Флауерса, искусствовед Ирина Реховских. – Страна отторгает старое путем очередных потрясений, попадая под лавину благ общества потребления. Старые иллюзии сменяются новыми.

Проще – происходит обмен шила на мыло.

Если говорить о созданном художником проекте в общем, не вдаваясь в детальную проработку каждого полотна, то это очень ярко, зрелищно и не лишено чувства юмора. Безусловно, сказывается тот факт, что личностное становление автора прошло в том самом обществе потребления, о котором советский человек, десятилетиями зомбированный идеей о том, что «жить стало лучше, жить стало веселее», не смел даже мечтать. Защищенный западным иммунитетом благополучия, Би Флауерс смог остаться в стороне от массового гипноза как советского, так и постсоветского периода и, сняв сливки с происходящего абсурда, преподнес их нам в чистом виде. Он лихо комбинирует крутобокие самовары, солдат в строю, рекламу накладных ногтей, свинарку на фоне знатного хряка и газетную ремарку «... бурные, продолжительные аплодисменты. Все встают». Его работы можно разгадывать точно ребус, пытаясь увязать слоган «спасибо великому Сталину за наше счастливое дет-ство» с пачкой сигарет «Петр I». Автор никому не навязывает свою точку зрения, а приглашает зрителя в соавторы, позволяя последнему выстраивать соб-ственный ряд ассоциаций. Скучно на этой выставке не будет никому.