Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 23 сентября 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/17832/

Наш лён любит поклон

рубрика: Культура
Автор: Валерий ПРОХОРОВ
Фотографии: Наталья БОРОДИНА

На полях области уборочная практически завершена. Лишь изумрудные, размером с футбольный мяч, кочаны капусты пока ещё ждут своего часа на бескрайних коллективных полях.


И лён ещё держится. Конечно, львиная доля этого удивительного растения с голубыми, розовыми, фиолетовыми, белыми цветками уже убрана. Но льняные ленты лежат себе, купаясь в утренних росах, вытянувшись в студёных по утрам полях на сотни метров. Лён чем дольше лежит в чистом поле, тем пригожее становится. Пригоднее, если точнее, для дальнейшей производственной обработки.
Вынесенная в заголовок фраза не с потолка свалилась. Поговорка эта как бы вобрала в себя многовековой опыт возделывателей этой удивительной сельхозкультуры. Наша страна, главным образом её северные территории, - родина лучших в мире сортов льна-долгунца. Не случайно ведь лён любовно величают «северным шёлком».
В нашей области он культивируется в основном в северных районах - Даниловском, Пошехонском.
В конце прошлой недели мы побывали на пошехонской земле. В недалёком прошлом здесь в каждом из 22 хозяйств параллельно с другими культурами культивировался и лён. Полтора десятка лет назад пошехонцы успешно выращивали «северный шёлк» на площади более 3800 гектаров. Только в одном колхозе «Новая Кештома» им была занята площадь, равная четырёмстам (!) футбольным полям. Но постепенно льноводческая отрасль пришла в упадок. В том числе и в Пошехонском районе. Главный специалист сельхозотдела администрации Пошехонского района Галина Пушилова привела цифру, которая весьма красноречиво говорит о разительных переменах, которые произошли в районе в так называемые постперестроечные годы. Всего 450 гектаров были заняты подо льном в 2004 году. Упадку немало поспособствовали неплатежи льнозаводов за поставленную хозяйствами продукцию. Естественно, у льнопроизводителей и переработчиков опустились руки.
- Не скажешь, что сейчас в районе льнопроизводство на крутом подъёме, тем не менее по сравнению с тем, что было, скажем, лет пять назад, мы всё же движемся вперёд, - говорит начальник управления развития сельских территорий, природопользования и охраны окружающей среды администрации района Олег Барсуков. - Нынче весной лён посеян на площади 596 га. Этой культурой занимаются льноводы ОАО «Лён» и крестьянское фермерское хозяйство Владимира Виноградова. Большая часть площадей у «Льна» - 416 га.
В день нашего приезда лён в общей сложности был вытереблен с площади 533 гектара. На сегодняшний день полностью убран. Но продолжает, согласно технологическим требованиям, вылёживаться. Часть урожая, достигшего нужной кондиции, укладывается в рулоны и отправляется на завод.
ОАО «Лён» имеет свой льнозавод. И арендует земли у двух хозяйств - «Заветы Ильича» и «Виктория».
- В этом году нам повезло - приобрели у «Виктории» зябь. У нас имеются четыре трактора МТЗ-82 и четыре комбайна, три пресса, ворошилки. Для имеющихся площадей техники волне достаточно, с кадрами тоже всё в порядке. Опытным механизаторам не надо объяснять, что в льнопроизводстве нет понятия «сезонные работы». Когда лён с полей убран и доставлен в рулонах на завод, всем хватает дел на предприятии, - рассказывает и. о. гендиректора «Льна» Александр Кочкин.
Отходов на льнозаводе почти не бывает, поскольку заводское оборудование позволяет так перерабатывать сырьё, что в дело идёт практически весь урожай, из которого помимо волокна ещё верёвки вьют, вырабатывают ленты, получают материал, применяемый при строительстве и сантехнических работах. До последнего времени наиболее надёжным потребителем продукции ОАО «Лён» был Гаврилов-Ямский льнокомбинат. Сейчас там проблемы, которые аукнулись и в Пошехонском районе. Интересуются пошехонским льном во Владимирской и Ивановской областях. Но экономический кризис внёс серьёзные коррективы во взаимоотношения партнёров.
- С реализацией нынче - беда, - вздыхает Кочкин.
Впрочем, у Александра есть сведения, будто армия наша собирается переходить на постельное бельё, выработанное из льна. Тогда, мол, и желанный госзаказ появится, да и за льноволокно будут давать более достойную цену.
А пока наступил, образно говоря, «мёртвый сезон», поскольку один из этапов областной программы возрождения льноводства завершился, новый пока не наступил. Программа давала изрядные льготы, например, дотации на выращивание льна,
50-процентную компенсацию лизинговых платежей на приобретение техники льноводческого профиля. Предусматривались и другие, в том числе и федеральные, льготы.
Пошехонские льноводы осторожно сетуют на то, что у их конкурентов - белорусских и китайских льнотоваропроизводителей - дела потому хорошо и идут, что у них действует отлаженная система постоянных дотаций на развитие отрасли. Кстати, пару лет назад, когда довелось беседовать с руководством Середского льнозавода, выяснилось, что там тоже прослеживался коварный «китайский след». Дескать, льноводы Поднебесной душат нас своими бросовыми ценами на предлагаемое сырьё, в результате чего льнокомбинаты дают россиянам от ворот поворот. А ниже себестоимости продавать волокно смысла нет.
Впрочем, как нас заверили руководители Пошехонского района, да и сами льноводы, они не намерены отказываться от выращивания и переработки льна. Что бы там ни говорили, «северный шёлк», даже переработанный не на самом лучшем оборудовании, даст немало очков вперёд зарубежным образцам.
- Но всё же модернизация завода не помешала бы, - говорит Александр Кочкин, стоя возле агрегатов по переработке льнотресты образца 70-х годов прошлого века, выпущенных «Псковмашем».
Стараются пошехонцы и на допотопных машинах добиваться высокого качества продукции. Впрочем, как признался Кочкин, «сильно выручает то, что льняная пакля востребована в строительстве». А эта отрасль никогда не умрёт...
В ОАО «Лён» трудятся более 60 человек. Сейчас на предприятии основная линия пока простаивает. Но работы впереди немало. Семена нужно тщательно переработать, отсортировать. Ведь они - залог будущего урожая. А чуть позже, когда заводские закрома заполнятся рулонами вволю вылежавшегося в чистом поле льна, пойдёт основной процесс.
Словом, от производства «северного шёлка» отказываться в Пошехонском районе не собираются. Уповают льноводы в первую очередь на собственные силы. И надеются на то, что рано или поздно небо над страной, накрытое сейчас серым кризисным одеялом, прояснится. Что позволит возродить былую славу культуры с таким тёплым, милым, шёлковым названием - лён...