Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 15 октября 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/18040/

Придёт ли в школу муза кино?

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН
Фотографии: Фотоколлаж Вячеслава ЮРАСОВА

Увидев экран во всю стенку, детсадовцы как-то сразу приумолкли, пораскрывали рты и, казалось бы, без всякой причины захлопали в ладоши. Ещё до того, как на киноэкране что-то появилось, один пятилетний оратор, как сумел, выразил вслух секрет всеобщего ликования: «Какой большой телевизор!»


В гостях и дома

Дело было в просмотровом зале областного киновидеоцентра на улице Зои Космодемьянской. Малыши одного из соседних детских садов, никогда не видевшие киноэкрана, пришли в тот день на программу «Листопадничек» кинолектория «Времена года».
Порадоваться бы их улыбкам, да вот беда, ещё одно поколение зрителей «важнейшего из искусств» подрастает у телевизора. Все мы вроде к этому привыкли. Но что-то тут не так. Пусть даже речь идёт о сверхчёткой картинке на плазменной панели с метровой диагональю, кинематограф в наших квартирах, в детсадовской игровой комнате, в школьном классе всё равно в гостях - в «ящике» и за стеклом.
Очень много сказано и написано про синдром «телезависимости». Это её последствия - разорванное «клиповое» сознание подростков, опасная привычка видеть и на экране, и в жизни вершки, а не корешки. Муза кино знает, как справиться с этим, - не просто показывать жизнь, а объяснять её.
В стенах центра кинематограф уж точно у себя дома: здесь, в фондах, хранится 5900 копий на плёнке плюс 4000 дисков DVD - фильмов, снятых за целое столетие. Есть зал со стандартным экраном. Он редко когда пустует, главный зритель в нём - дети. Просмотры - с вступительным словом сотрудника центра или приглашённого специалиста - инспектора ГИБДД, нарколога, профессионального спасателя - идут по программам абонементных лекториев, профильных клубов, проблемных циклов - всего их полтора десятка.
Чтобы никому не казалось, что всё это сплошная благотворительность, а не менеджмент, чётко спланированный на весь год, абонементы и прокат - платные, при том, что цены на билеты, от 10 до 15 рублей, вот уж и впрямь благотворительные, а так и быть должно, не правда ли. Фонд и экранное время скрупулёзно расписаны в картотеках по темам, названиям картин, числу копий, возрастному составу зрителей.
Самый ходовой раздел фонда - подспорье к школьным программам по литературе, по истории - экранизации: 64 фильма - от пушкинского «Дубровского» и аксаковского «Аленького цветочка» до «Овода» (ещё того, первого, 1955 года выпуска, с Олегом Стриженовым), картины по романам Достоевского, прозе братьев Стругацких («Сталкер» Тарковского) и Бориса Васильева («Завтра была война»).
Малые города, сельские районы заказывают программы для просмотров в залах, где ещё остались киноустановки. Повсюду переходят на DVD-прокат. В Большом Селе, Гаврилов-Яме, Новом Некоузе да и в других местах (наши читатели знают об этом) вышло за порог школы целое поколение тех, кто ни разу в кино не ходил. Слава Богу, и в глубинке не всё быльём поросло. Видно это по такой статистике: по области за девять месяцев года прошло 1749 детских сеансов и ещё почти столько же на стационаре. 36 тысяч зрителей!
Ярославские школы берут фильмы всё больше из той, довольно внушительной коллекции экранизаций. Смотрят их к урокам литературы или просто интереса ради, брагинцы - в «Октябре», Липовая гора - во Дворце культуры «Судостроитель», Нефтестрой и Суздалка - на экране хорошо оснащённого зала «Премьер» во Дворце культуры «Нефтяник».
А есть ли кинопроекторы в самих школах?

Списанное богатство

С таким вопросом мы обратились к заместителю директора департамента образования мэрии Елене Ивановой. Ответ был быстрый и короткий: «Не осталось ни единого», с разъяснением: о свойствах кино как искусства речь идёт в курсе «Мировая художественная культура». Тут же получили мы и деловой совет: сходить в семьдесят пятую, одну из тех немногих школ, где за постановку МХК департамент спокоен.
- Преподаётся у нас этот курс с пятого по одиннадцатый класс, - у директора школы, учителя истории Аллы Прокопчук узнаём подробности. - Ведут его три педагога по часу в неделю. Это основной урок, из сетки расписания, как и музыка, включая сольфеджио, изобразительное искусство.
Остальное - платные факультативы, школа искусств: студии компьютерного дизайна, танцевальная, индивидуального обучения в классах фортепьяно, скрипки, флейты. Старенький кинопроектор «Радуга», что давно не у дел, пока не списан. Выручают три плазменных видеоэкрана. На уроках истории у Аллы Павловны смотрели «Петра I», «Ивана Грозного», «Войну и мир».
- Вы спрашиваете, как я отношусь к кино как учебному предмету? - высказалась Алла Павловна и на тему, интересующую нас. - Не имею ничего против. А кто вести будет те уроки? Отправить кого-то из учителей на курсы? Но куда, где есть такие курсы?
Интервью наша собеседница закончила глубоким вздохом:
- Видимо, не дозрели мы до такого новшества...

Особое мнение

Но, может быть, «дозрели» в тех школах, где есть киноклубы? Киносъёмка ведь словно специально создана для педагогики. Это сразу и весь синтез искусств, и самые современные технологии, и ремесло для человека с золотыми руками, и общение через творчество, и ветер странствий.
Только прежде юный Феллини должен сам стать зрителем. Именно с этого начинали свои университеты студийцы Михаила Тропина в «Чайке», «юнфильмовцы» Рэма Юстинова. Стоят на том его ученик Александр Ромашов в «Корабеле», руководители мастерских центра «Перспектива» Маргарита Нагибина и Владимир Ищук. Там приготовишек учат смотреть и понимать кино ещё до того, как научатся они читать и писать, по компьютерной «Азбуке анимации» в стихах и рисунках - по букварю, не имеющему в мире аналогов.

Год назад на всероссийском конкурсе юных кинематографистов «Десятая муза» в Пушкинских Горах честь Верхневолжья, родины основателей Голливуда братьев Шенков, классиков искусства второй половины ХХ века Никиты Михалкова и Станислава Ростоцкого, лауреата премии «Оскар» Александра Петрова защищали сразу пять
команд из Ярославля, Рыбинска, Пошехонья. Вернулись с целым чемоданом наград. Диплом «За преданность искусству» привезла домой студия «33-фильм» - ярославской средней школы с таким номером.
Знают эту студию не только по «Десятой музе» - по питер­ским «Белым ночам», липецкой «Весенней капели», фестивалям туристского кино. Там и сегодня - конкурсная страда: из последней экспедиции по Северному Кавказу привезли ребята материала на дюжину короткометражек. На конкурсных просмотрах выясняют теперь между собой, чей фильм лучше.
- Что, если сделать кино школьным предметом? - задумалась после нашего вопроса Дарья Маркова. - Хорошо бы, но это ведь нужно не всем. Я люблю кино, снимаю фильмы-путешествия, но на факультатив к «десятой музе» ходила бы не каждый день. Пропускала бы занятия, конечно, по самой уважительной причине, каковой считаю съёмки новой картины.
- Если искусство кинематографа вводить в учебные программы, - поддержала подругу Ксения Савченко, - это должен быть необязательный предмет, потому что - согласна с Дарьей - не всем это интересно. Лучший способ сразу узнать про «десятую музу» всё самое главное - снимать фильмы с титрами такого клуба, как наш.
У педагога Дарьи и Ксении - Екатерины Липиной, воспитанницы педуниверситета и «класса» Михаила Тропина в «Чайке», по этому поводу особое мнение:
- Цель нашего клуба - через конкурсы создать в школе конкурентную творческую среду. А насчёт факультатива у меня жёсткая точка зрения. Думаю, вводить его пока рано. Вряд ли найти нам такого педагога, кто бы, начиная с нуля, не отпугнул ребят, а сумел их заинтересовать.
Есть идея!
Дар, о каком говорит Липина, в самом деле редкий, штучный. Даже, судя по публикациям, среди киноведов или гостей-собеседников режиссёра Василия Пичула, ведущего телепрограммы «Магия кино». Таких людей немного и в наших краях, но они ведь были и они есть. Вдохновенные уроки зрительского искусства давали научный сотрудник госуниверситета Алексей Малков в клубе друзей кино «Латерна магика» («Волшебный фонарь») в «Парусе», давно закрытом, учитель информатики Наталья Дашниц - в абонементном клубе «Юность».
О нём ничего не слышно, но уже в новом столетии не кто иной, как Наталья Леонидовна, стала президентом Федерации киноклубов России. В Рыбинске такой человек - всем известный Борис Крейн, в Ярослав­ском театральном институте - воспитанник философского факультета МГУ доцент Владимир Родин читает будущим артистам «Историю мирового кино».
Владимир Олегович охотно подключился к нашему разговору:
- Представим, что задуманное свершилось. Новый школьный предмет появился. Но у меня вопрос: где в Ярославле школьнику посмотреть настоящее кино на нормальном экране? В «Родине»? Там идут блокбастеры, боевики, фэнтези. Молодёжь ходит на них, но фильмов, допустим, Сокурова, Абдрашитова, что-то из конкурсной программы «Кинотавра» там ведь не увидишь. Так может быть, подумать для начала об открытии зала повторного фильма с репертуаром из фондов киновидеоцентра?
Ещё совсем недавно, когда у доцента Родина было получше со свободным временем, а в Провинциальном колледже было попросторней, Родин вёл там киноклуб. Смотрели хорошие фильмы, обсуждали их. Выпускница колледжа Юлия Кривцова тех горячих полемик не забывает. Так что сегодняшний проект «Lift-кино» кандидата искусствоведения Кривцовой, с арендой зала в том же киновидеоцентре, с просмотрами авторского кино, дискуссиями по понедельникам, как видим, не на пустом месте возник.
Вот и вернулись мы туда, откуда начиналось наше журналистское расследование, - на улицу Зои Космодемьянской. Именно от директора центра Людмилы Ипатовой и услышали мы вполне предметное соображение, с какого конца к проблеме подступиться. Предложила открыть факультатив по искусству кино для 8 - 9-х классов нескольких школ сразу. Дескать, место найдём, показывать есть что. Объявится человек, который за это возьмётся, и можно будет попробовать.

 


Комментарии