Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 23 января 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/18877/

Два директора на одном велосипеде

рубрика: Культура
Автор: Марина ШИМАНСКАЯ
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ

Мог ли подумать профессор Андрей Станиславович Петровский, основавший естественно-историческое общество, что спустя 145 лет с этой знаменательной для Ярославля даты день в день, 25 января, на его личном велосипеде, ставшем экспонатом музея, прокатится его далёкий последователь, директор музея-заповедника? Да и самой Елене Андреевне Анкудиновой такая затея вряд ли пришла бы в голову. Сотрудники постарались. Ну, все мозги пробуравили, сравнивая такие разные явления – музей и велосипед: «Мы находимся в вертикальном положении только пока едем. Остановились – упали». Вот, директор, и прокатись в честь круглой даты – 145-летия музея. И ведь прокатится. Потому что ни упорст­ва, ни хорошего музейного фанатизма, ни юмора ей не занимать.


– Елена Андреевна, с какими проектами, делами, идеями музей подходит к своему 145-летию?
– Каждый год в Татьянин день музей-заповедник как правопреемник естественно-исторического общества отмечает день рождения. Нынче наши 145 лет соединились с 1000-летием Ярославля, поэтому проекты – масштабные. Для нас это будет прежде всего год «Слова». Кроме строительства новой экспозиции мы работаем над проектом оперного спектакля по «Слову о полку Игореве», который планируем показать на «Преображение». В мире нас знают по «Слову» и Валентине Терешковой, мы просто обязаны поддер­живать этот интерес. Музей «Космос», к слову, в этом году тоже юбиляр – ему 35 лет. А что касается идей и планов, то их как всегда много. Мы наконец-то по-настоящему подковались археологически. Раньше фонд археологии хотя и был большим, но не давал возможности показать лицо древнего города. Теперь мы обладаем настоящими археологическими раритетами, которые позволят это сделать. Чего только стоит находка боевого лука времён татаро-монгольского нашествия! Он единст­венный в России полностью сохранившийся. Интересны изделия из резного дерева, кожи, комплекс ювелира. Впервые археологи так близко копнули у княжеского дома, в одном месте нашли вещи, которые по своей ценности могли быть только в доме князя. Конечно, для того чтобы эти находки стали экспонатами, нужны деньги, а, как известно, нищему жениться – ночь коротка. Другая важная задача ближайшего времени – реставрация отдела природы. Уникальные диорамы, благодаря которым в своё время экспозиция считалась одной из лучших в стране, заслуживают трепетного отношения. Где, как не в музее, понимать – к тому, что сделано до тебя, надо относиться бережно.
– Наверное, не каждый посетитель знает: музей – это не только то, что мы видим в витринах выставок и экспозиций. Для посетителей открыта лишь незначительная часть богатств, которыми владеет музей. Мечта истинных музейщиков всех времён – максимальный показ всего, что хранится в фондах. Думаете ли вы о каких-то иных, не выставочных, возможностях знакомства с музейными коллекциями?
– Вершина нашего научного творчества на сегодня – издание четырёхтомного каталога икон из музейного собрания. Это итог многолетней работы большого коллектива авторов и в полном смысле демонстрация внутренней мощи и красоты музея. Экспозиция – лишь верхушка музейного «айсберга». Собирательская, реставрационная, исследовательская работа – вот главные глыбы «айсберга», это музей «внутренний», где льются невидимые миру слёзы. Возможность познакомиться с этим музеем как раз и даёт каталог. На сегодняшний день такого подробного каталога коллекции икон нет ни в одном российском городе. К тому же изданы прекрасные каталоги фотографий Собинова, церковного серебра, книг. Мы получили президентский грант на издание каталога мелкой пластики. Научный потенциал музейных хранителей таков, что в настоящее время они все работают над каталогами. Это важно, потому что одно дело – желать, другое – уметь.
– Я видела афишу выставки ко дню рождения музея. «Прошлое, настоящее, будущее» – жирный шрифт только у слова «будущее». Так что же в том будущем?
– Мы полгода работали со студентами архитектурного отделения политехнического института. Рассказывали им о своих желаниях, мечтах – каким мы видим музей в будущем. Теперь посмотрим, что они нафантазировали. Нам и самим интересно, как молодые видят будущее музея. Что нас ждёт лет через 20? Каким будет музей, где он будет? Ведь музей занимал когда-то здание нынешней Думы, размещался он и в здании мэрии. Останется ли музей здесь или будет принято решение о его переезде? Главное, чтобы ни музей, ни город в этом ничего не потеряли. У губернатора была хорошая идея предоставить музею комплекс зданий на набережной, в котором находятся больницы. Там мог бы быть целый музейный квартал. А набережная стала бы настоящей туристической зоной. Сейчас музею уже тесно в рамках монастыря. Многие проекты здесь просто невозможно реализовать. А ведь через пять лет, которые пролетят незаметно, мы подойдём к 150-летию. Вот об этом будущем пора начинать думать конкретно.
– Вопрос о том, что старейшему музею области с его бесценными коллекциями не хватает площадей, возник лет двадцать назад. Удивляет, что главному туристическому объекту за эти годы не выделено ни сантиметра. Нет денег? А для строительства дворцов на пустом месте есть? Как вы думаете, почему так происходит?
– То, что в области появляются самые разные музеи – общественные, частные, – это хорошо. Конечно, интересно, когда все экспонаты можно потрогать руками да ещё тут же попить чай с баранками. Но нельзя недооценивать роль академических музеев. Их существование никто не отменял. Они – база, без них вся эта система возникших в последние годы интерактивных музеев – колосс на глиняных ногах. У академического музея жёсткие требования к экспонатам. Хранители работают с музейными предметами в белых перчатках, и никто не даст их в руки посетителям. Основная миссия академического музея – хранительская. Хранение, изучение и показ – вот «троица» музейного дела. Подлинность и ценность музейного экспоната нельзя растворять. Надо понимать, что академические музеи как хранилища антиквариата – это тысячные дивиденды для страны. Изучается музейный предмет, он занимает определённое место в мировой системе ценностей – и сразу в десятки, а иногда и сотни раз подскакивает его цена. Ни один банк не даст такой прибыли. Мы говорим, что музейные богатст­ва бесценны. Но если вспомнить, что антиквариат находится в числе пяти главных направлений движения денег в мире, то становится понятней, зачем нужен академический музей. Когда забываем, что такое музей, становимся иванами, не помнящими родства. Отец Павел Флоренский говорил, что иконостас – это «костыль духовности», призванный помочь людям открыть духовное зрение, чтобы видеть, кто служит в храме. Так и академический музей. Он должен открывать духовному взору истинные ценности жизни.
– А если представить, что для крупнейшего музея Золотого кольца России всё-таки найдутся новые площади, как бы ими можно было распорядиться?
– Если идти только от той части наших фондов, которая пока не востребована именно из-за нехватки площадей, можно многое предложить. У нас мощные возможности для строительства музея предпринимательства и промышленности. Тут могут быть самые нестандартные решения – дизайн станков, необычный ход рекламы, и т. д. и т. п. У нас изумительная коллекция этнографических материалов. К этому интерес никогда не угасает. Мы обладаем уникальнейшей в российском масштабе коллекцией книг – с конца 12 века до современности. Какой можно сделать музей книги! Я была поражена, что в Дублине четыре музея книги, и все они пользуются спросом. Музей денег – где же ему быть, как не у нас с нашей копейкой? Эти музеи всегда на интересе. Музей ткани, икон – для них тоже нужны площади. А какая красивая тема – музей русской государст­венности! У нас XVII век представлен великолепно. Сейчас музей в хорошей творческой форме, если нам немного помочь – мы бы городу делали такие подарки, и не только к 1000-летию, ведь на нём жизнь не заканчивается.
– Старшие могут до реализации этих планов и не дожить, а молодые оценят ли? Вам не кажется, что когда уйдёт последнее поколение, получившее образование в советской школе, где прививался интерес к музею, театру, может, в музей и прийти будет некому?
– Уверена, что так не случится. Возможно, мне везёт, но я вижу вокруг много хорошей молодёжи. Отличная у нас молодёжь! Сейчас мы много и справедливо говорим о коррупции, о бездуховности, о расслоении общества. Но только историки понимают, что отрезок жизни, проживаемый нами, – это крошечная часть в истории. Такие ли времена переживали, и ведь всё равно позитивное в конечном счёте выходит вперёд. Согнуть нас можно – сломать нельзя. Поэтому у меня всю жизнь принцип один: «Умирать собирайся, но землю паши». Только созидательным трудом можно что-то сделать. И в силу своего характера всегда иду напролом, чтобы создать что-то новое, интересное и буду идти, насколько хватит моего ума и энергии. А вообще на ваш вопрос отвечу словами Чернышевского: «Будущее светло и прекрасно, любите его, приближайте его, работайте на него, как только можете».
Что же пожелать музею в день его рождения? Умных и благодарных посетителей, потому что всё, что здесь делается, – делается для них. Сотрудников-интеллектуалов, потому что пришло их время, потому что без них не победить духовную пустоту, разъедающую все сферы жизни. Умных и образованных руководителей от культуры, не предлагающих экскурсоводам академического музея во имя пресловутой интерактивности играть на балалайке, а хорошо сознающих, что ко всему, что сделано до них, надо подходить с уважением, бережно и трепетно. И пуще всего ценить музейных людей, потому что они «выращиваются» десятилетиями, становясь самыми дорогими и незаменимыми живыми экспонатами. И, конечно, денег, которых всегда не хватает. А поскольку деньги здесь могут появиться только чудесным образом – золотого дождя над музеем. Хотя бы кратковременного.