Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 07 апреля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/19604/

Фабрика грёз или учитель жизни?

рубрика: Культура
Автор: Владимир ЖЕЛЬВИС, профессор ЯГПУ им. К. Д.Ушинского

Пятый, петербургский канал ТВ уверенно занимает второе место после «Культуры» по количеству умных передач. Видимо, всё-таки недаром северную столицу России считают интеллектуальным центром страны.


Несколько дней назад Дмитрий Быков в своей программе «Картина маслом» провёл на Пятом обсуждение нашумевшего американского блокбастера «Аватар». Разговор получился шумным и поучительным. И было о чём шуметь. Ведь и в самом деле: что такое «Аватар»? Сказал ли фильм что-то новое, задел ли за живое любителей сесть и задуматься? Да нет, идея защиты малых народов или уничтожение природы – всё это, конечно, актуально, но чтобы об этом говорить с экрана, надо показать события под каким-нибудь новым углом. А здесь мы увидели, главным образом, прекрасные спецэффекты, такие прекрасные, что показалось, будто именно они и были главной задачей режиссёра Кэмерона. На обсуждении говорилось, что сверхзадача «Аватара» – увести зрителя от реальности, вовлечь его в мир компьютерной технологии да там и оставить. Техничность убивает содержание! О да, занятно, когда, нацепив особые очки, ты видишь, как прямо перед тобой в воздухе плавают фантастические бабочки, или когда хочется отшатнуться от летящего прямо на тебя чудовища с разинутой зубастой пастью. Ну а дальше-то что?
Кстати, при желании можно было бы развить некоторые идеи, чуть затронутые в сценарии «Аватара». Кинокритик Лебедев на обсуждении отметил в этом смысле идею предательства: как ни крути, а главный герой изменил своему народу. Можно было бы оправдать или осудить его поведение, но этот момент, кажется, никто и не заметил, ни зрители, ни режиссёр.
Можно было бы сосредоточиться на проблемах инвалидов. Говорилось, что иные из них многократно ходили на этот фильм, точнее приезжали в инвалидных колясках, чтобы поверить в возможность вернуться к нормальной жизни, как это получилось у главного героя. Но получили они лишь жиденькую манную кашку, лишний раз травящую им душу.
Чуть больше авторам фильма удалось сказать о конфликте культуры и цивилизации. Ещё с начала ХХ века, со времени выхода знаменитой книги Освальда Шпенглера «Закат Европы», мы знаем: цивилизация есть завершение, исход культуры. Каждая культура завершается собственной цивилизацией.
В самом деле: огромные электростанции на Волге, символ нашей цивилизации – это хорошо? Разумеется: что бы мы сегодня делали без электричества, вырабатываемого этими гигантами? Но если задуматься, ведь эти ГЭС уничтожили Волгу, превратив её в несколько вялотекущих водоёмов. Да, прекратились пагубные волжские разливы, но символа нашей культуры не стало! Несомненная польза победила культуру окончательно и бесповоротно.
Такие примеры можно продолжать бесконечно. После войны надо было поскорее дать жильё миллионам бездомных, тем более что и до войны-то для простых граждан строилось всего ничего. И вот вся Россия теперь застроена безликими коробками, «тарой для жилья», в которой жить, конечно, удобнее, чем в развалюхе, но на которую с улицы глаза бы не глядели. А красивые старинные городские центры вроде ярославского сжимаются, как шагреневая кожа: всем богачам и чиновникам хочется жить в центре, но непременно в новом доме, торчащем среди уютных особняков позапрошлого века, как прыщ на атласной щёчке Мисс Вселенной.
Вот в «Аватаре» происходит нечто подобное. Существует мирная цивилизация со своей самобытной культурой, живущая в полном согласии с природой. Но на беду обнаруживается, что эти туземцы живут на полезном сырье, способном обогатить пару промышленников. И начинается быстрая и бесцеремонная оккупация чужих земель: не уйдёте добром – пеняйте на себя. Лук и стрелы против современных огнедышащих стальных чудовищ. По сути то же, что происходило с индейцами во времена создания нынешних Соединённых Штатов. В этом отношении фильм весьма политкорректен: белые колонизаторы – плохие парни, уничтожаемые аборигены – хорошие. Непонятно, правда, как после вроде бы полного уничтожения местных жителей они все оказались очень даже живыми, но не будем придираться к сказке. Кино всё-таки, что вы хотите.
Что у создателей фильма получилось на сто процентов, так это образ главного героя, супермена, нового Бэтмена, героя из «Великолепной семёрки», Джеймса Бонда, Микки-Мауса, наконец.  Получился и традиционный голливудский финал, когда в последней отчаянной схватке сходятся два антагониста, олицетворяющие Добро и Зло. Побеждает, разумеется, всегда и всюду только Добро, как же иначе... Не напрасно же прозвали Голливуд фабрикой грёз.
В принципе мы можем делать такие «Аватары» не хуже, чем американцы. Только зачем нам тащиться в обозе Голливуда? Пусть голливудские ленты смотрят, лениво жуя поп-корн, те зрители, которые думать не привыкли. А для думающего зрителя мы можем снять совсем другое кино. И такие фильмы у нас есть – из сравнительно недавних вспомним хоть «Остров» и «Царь» Лунгина или «Утомлённые солнцем» и «Двенадцать» Михалкова.
Дмитрий Быков считает, что наш народ в большинстве не готов смотреть серьёзные фильмы. Если вспомнить телекадры, где, судя по внешности, вполне вменяемые зрители сползают со стула, заливаясь хохотом над вульгарными шутками Петросяна и его подельников, то с Быковым можно было бы и согласиться. Но ведь и на серьёзные фильмы ходят! Ну, пусть поменьше, но всё же.
Даёшь россиянину умное кино!