Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 17 апреля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/19730/

Завещание академика Никольского

рубрика: Культура
Автор: Татьяна ЕГОРОВА
Фотографии: Снимок предоставлен Н. Сапрыкиной

Совместный проект музея истории города и профессора Натальи Сапрыкиной привёл к неожиданной находке. Специалистам ещё предстоит оценить её значение в полной мере, но уже сейчас ясно: обнаружен документ, который обогатит новой яркой информацией обе предстоящие юбилейные даты сразу – 65-летие Победы и 1000-летие Ярославля.


В музее только что открылась выставка «Архитектура Ярославля в советский период». В процессе подготовки к ней и всплыли материалы, рассматривая которые знающие люди ахают: «Не может быть!» Материалы касаются Стрелки, исторического места, казалось бы, изученного вдоль и поперёк. Но...
Выставка была задумана как результат многолетних исследований доктора архитектуры Натальи Сергеевны Сапрыкиной, о которых «Северный край» рассказывал не раз. Она работала в Ярославском государственном техническом университете, защитила доктор­скую диссертацию и сейчас возглавляет кафедру в Ивановском архитектурно-строительном институте. Сфера её научных интересов – советская архитектура мало изучена и до последнего времени почти не привлекала внимания исследователей. Наталья Сапрыкина сумела проследить в Ярославле её особенности и закономерности, проанализировать то, что построено, отыскать в архивах нереализованные проекты, вернуть городу полузабытые и совсем забытые имена. На выставке представлены чертежи, фотографии, макеты наследия 1917 – 1991 годов, во многом сформировавшего нынешний облик города и, как она убеждена, заслуживающего внимания и уважения.
Идея представить всё это широкой публике была под­держана музеем, для выставки отвели самый большой и красивый зал, и началось то, что называется черновой работой: продумывали вместе что и в какой форме показать, как разместить и т. п. В ответ на вопрос, нет ли в музее каких-то своих материалов на эту тему, ей сказали, что нет. Но через пару дней принесли старую папку. Вот, дескать, хранятся в фондах музея какие-то чертежи, а пригодятся они для выставки или нет, судите сами.
Она открыла папку и не поверила сама себе: в глаза бросилась фамилия – Никольский.
Здесь требуется небольшое отступление. Среди тысяч блокадников, эвакуированных в Ярославль во время Великой Отечественной войны из Ленинграда, была группа преподавателей и профессоров Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Их разместили в Карабихе, где они пережили самое тяжёлое время 1942 – 1943 годов. В их числе был один из самых известных архитекторов того времени академик Александр Сергеевич Никольский. В историко-архитектурном музее-заповеднике хранятся его рисунки, сделанные в Ярославле во время эвакуации: стены монастыря, наши храмы, набережная, картинки быта военной поры – в своё время наша газета о них писала, публиковала несколько рисунков.
Между тем в специальной литературе встречалось упоминание о некоем проекте Никольского для Ярославля. Был, дескать, такой проект, но никаких подробностей не приводилось. В Ярославле о нём вообще ничего не знали.
Следует заметить, что Никольский с трудом укладывается в традиционное представление об академическом учёном. Он не запирался в четырёх стенах, не погружался в сугубо теоретические проблемы. Он был новатором и вошёл в историю архитектуры как автор уникального проекта стадиона им. Кирова на Крестовском острове в Ленинграде. Впервые в мировой практике проект предусматривал строительство огромной чаши стадиона путём намыва грунта: вокруг ведь Финский залив. Никольский отдал этому проекту двадцать лет жизни. После войны, когда первая очередь была реализована, он получил за неё Сталинскую премию.
А во время войны, повторим, Никольский жил в Ярославле, любовался в числе прочих наших достопримечательностей Стрелкой, смотрел вниз, на косу, и думал, как выяснилось, о новом аналогичном проекте – для Ярославля. Больше того, он его разработал, и именно этот проект просто-таки каким-то волшебным образом оказался в тот день в руках Натальи Сапрыкиной.
Сегодня часть его представлена на выставке, и с ним могут познакомиться все желающие.
В основе проекта – то же самое уникальное решение, тот же приём. Посредине косы – искусственный «кратер», заглублённая чаша, по периметру которой намыт трёхметровый вал, по краям в пятнадцать рядов – места для 15 тысяч зрителей.
Как пишет Никольский в пояснительной записке к ярославскому проекту, стадион можно таким образом соорудить без больших материальных затрат и без применения цемента, извести, кирпича, металла – используя лишь песчаный грунт самой отмели. Он называет своё детище «стадионом-форумом». Тут же, на косе, размещает прогулочный парк.
Комментируя находку, Наталья Сапрыкина обращает внимание на то, что ярослав­ский проект Никольского до сих пор никогда не был описан и никто из современников его не видел. А теперь перед нами – подлинник!
Она усматривает связь между проектом и рисунками автора: он не тиражировал ленинградский вариант, а искал ярославскую интерпретацию той же темы. Проект разрабатывался по заданию облисполкома в русле генерального плана города 1936 года, предусматривавшего размещение стадиона в пойме Которосли.
В числе учеников Никольского были ярославцы, в том числе известный многими по­стройками архитектор Капачинский. Имели ли ярославцы какое-то отношение к этому проекту, покажут дальнейшие исследования. Хотя...
Хотя очень похоже, что Никольский работал над своим проектом один. Разглядывая титульный лист, текст пояснительной записки, не сомневаешься, что перед тобой типо­графский шрифт. На самом деле каждая буковка выписана литографическим карандашом вручную – поразительно! Перед нами по сути последняя в России рукописная книга!!
Пояснительная записка заканчивается строчкой: «Декабрь 1943 года. Карабиха».
То, как папка попала в музей, – отдельная история.
– Она поступила от какого-то частного лица в 2000 году, – отвечает на мой вопрос Наталья Сергеевна.
Музейщики повторяют то же самое, называют фамилию, имя, отчество, которое, как и Сапрыкиной, мне ничего не говорят: Горшков Юрий Дмитриевич.
– Не сохранился ли адрес или телефон? – настаиваю я.
– Нет, ничего не сохранилось, это ведь давно было, десять лет назад, у нас уже и работники сменились.
– И всё-таки посмотрите, вдруг какая-то наводящая запись есть.
Девушка из музея залезает в компьютер.
– Нет, ничего нет. Правда, звали его, оказывается, Горшков Юрий Иванович.
Вот так поправка! Неужели?.. Разыскиваю телефон бывшего главного инженера института «Ярославграждан­проект» Юрия Ивановича Горш­кова.
– Да, это я, – отвечает он. – А история такая. У нас в институте в 1970-е годы все почему-то переезжали из комнаты в комнату, и в какой-то момент я «поселился» в кабинете бывшего директора института Юрия Павловича Боровского, к тому времени уже ушедшего в мир иной. Работы было много, и до того, чтобы разобраться с накопившимися в кабинете бумагами, руки дошли не сразу. Однажды я всё-таки взялся освобождать встроенный шкаф. Там в числе прочего оказалась и эта папка. Привлекло высокое качество рисунков. Фамилия Никольский мне ничего не говорила, я ведь не архитектор, а конструктор. Папка долго лежала у меня, а потом я отнёс её в музей.
...Ярославский проект Никольского не был воплощён в жизнь, и сейчас, после того, как на месте слияния Волги и Которосли появится памятник 1000-летию, уже вряд ли когда-нибудь будет реализован. Но завещание академика – считать нижнюю Стрелку ключевым местом в городе, и если строить тут что-то, то так, чтобы не нарушить сотворённое природой, – остаётся в силе.