Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 02 июня 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/20141/

мир музеев

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

ЯРОСЛАВСКАЯ УЛИЦА НА «ИНТЕРМУЗЕЕ-2010»

В течение первой недели июня в Москве пройдёт 12-й всероссийский фестиваль «Интермузей-2010». Сохраняя преданность однажды выбранному девизу «Музей – единство непохожих», форум этого года ставит такой акцент: «Музей: хранитель прошлого, учитель настоящего, созидатель будущего». Фестиваль обещает много интересного: Музей Востока познакомит с танцевальной и музыкальной культурой Востока, а на стенде Музея Мирового океана пройдёт праздник селёдки с дегустацией. Музеи Ярославской области – давние участники «Интермузея». Ярославский художественный был неоднократно отмечен на этих престижных форумах: в 2006-м диплом лауреата премии «Преданность и служение делу» получила Надежда Петрова, в 2007-м проект «Русские художники в Китае» стал финалистом конкурса. «Интермузей-2008» отметил сразу два музея Ярославской области – истории города Ярославля и «Ростовский кремль». На смотре музейных достижений этого года музеи Ярославской области выступят объединённым фронтом, образовав, как и в прошлом году, целую «ярославскую» улицу. Презентация ярославских музеев намечена на 3 июня, гости в этот день ожидаются знаменитые – губернатор Ярославской области Сергей Вахруков и наша «Чайка», первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Сквозную тему экспозиции ярославских музеев предугадать нетрудно: она посвящена предстоящему 1000-летнему юбилею города, главным историческим вехам и культурным сокровищам Ярославской земли. Ярославский художественный представит сразу несколько проектов. Один из них – «Достояние России – россиянам» – уникальный, предполагающий тематические выставки из музейных фондов в разных городах России. На стенде Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея будет представлен проект «Сокровища древнего Углича», презентация проекта будет сопровождаться выступлением ансамбля «Ковчег». Всего о своём участии на «Интермузее-2010» заявили более двухсот музеев страны. По итогам фестиваля будут названы лауреаты в четырёх номинациях, победители получат солидные денежные призы. По прогнозам специалистов, Ярославский художественный музей претендует на звание «Лучший музей фестиваля».

АВГУСТЕЙШАЯ ХУДОЖНИЦА

В Ярославском художественном музее открыта выставка произведений великой княгини Ольги Александровны, младшей дочери императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, сестры последнего русского царя Николая II. Выставка «Августейшая художница» приурочена сразу к двум юбилеям – 1000-летию Ярославля и 400-летию Дома Романовых. Великая княгиня Ольга росла очень одарённым ребёнком. Её учителями были ведущие преподаватели Академии художеств, включая Маковского, Жуковского и Виноградова. В своих мемуарах великая княгиня так вспоминала об этом: «Даже во время уроков географии и арифметики мне разрешалось сидеть с карандашом в руке, потому что я лучше слушала, когда рисовала кукурузу или дикие цветы». В годы Первой мировой войны на свои личные средства великая княгиня Ольга Александровна оборудовала госпиталь, где, нарушая традицию, согласно которой великие княгини возглавляли госпитали, служила простой сестрой милосердия. Она покровительствовала детским домам, больницам, богадельням, женским курсам. Помимо живописи и акварели, как глубоко верующий православный человек, великая княгиня увлекалась иконописью. Ещё в 1900-е годы она устраивала во дворце вернисажи, выставляя свои работы и картины других молодых художников, основала «Общество помощи нуждающимся художникам». Деньги, вырученные от продажи полотен, акварельных листов и многочисленных почтовых открыток, созданных её рукой, шли на благотворительность. После революции Ольга Александровна с семьёй жила в Дании, после Второй мировой войны переехала в Канаду. Всю свою жизнь августейшая художница продолжала писать и часто устраивала выставки в Копенгагене, Париже, Лондоне, Берлине. В России творческое наследие великой княгини Ольги Александровны ранее демонстрировалось в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Тюмени, других городах. Ярославская экспозиция предоставлена для показа благотворительным фондом «Программа помощи России». Выставка работает до 13 июня. 

НЕОЖИДАННЫЙ ВЗГЛЯД НА КЛАССИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

В Ярославском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры открылась выставка произведений известной московской художницы Ирины Затуловской «И. З. Классики». В экспозиции представлено около 20 оригинальных портретов, ломающих стереотип восприятия классиков литературы. Эту художницу называют «Хармсом в живописи» – настолько неожиданный и даже абсурдный на первый взгляд материал выбирает она для своих картин. Затуловская пишет на старых досках, зеркалах, листах жести и даже на камнях. Серия её работ «Русские писатели и поэты» менее всего напоминает чопорную портретную галерею. Так, Достоевский помещён в деревянный киот, Хармс изображён на шахматной доске, Цветаева – на дверной филёнке. Работы этой художницы похожи на литературные анекдоты Даниила Хармса. Ирина Затуловская – выпускница Московского полиграфического института. Она состоит в Московском отделении Союза художников, принимает участие в многочисленных российских и зарубежных выставках современного искусства, много путешествует. В 2004 году она удостоена престижной премии арткритиков «Мастер». Ей свойственен ироничный взгляд на жизнь. Например, свой автопортрет она нарисовала на доске, на которой предварительно... чистили рыбу. Художница откровенна: «Вонь от неё была страшная и чешуя везде. Я изобразила на этой доске белый вечер в деревне Теги». Искусствоведы сравнивают её стиль с примитивизмом Ларионова, с лубком и пропагандистскими плакатами. Сама Ирина Затуловская объясняет, что просто Есенина ей захотелось изобразить на поверхности древнего крестьянского снегоступа, Достоевского – на железяке, спрятанной в старинном северном окладе, а Платонова – на стиральной доске. «На железе я стала писать с 1987 года, и как-то мне это нравится. Потому что я поняла, что любовь можно проявлять не только к мрамору или каким-то высоким материалам, но и к самым бросовым». Литературная серия далеко не единственная в творчестве автора. Есть серия про время, про дневник, про путешествия. «Ей удалось прорваться к искусству в чистом виде», – пишет об Ирине Затуловской священник Дмитрий Смирнов. Её работам не нужна реставрация. Образ меняется вместе с поверхностью согласно природе материала и времени.

 


РИСУНКИ С ПОЯСНЕНИЯМИ ОТ ДЖАННЫ ТУТУДЖАН

Творчество вологодской художницы Джанны Тутуджан полюбилось ярославским завсегдатаям художественных салонов. Не так давно её персональные выставки прошли в ярославском центре современного искусства «Арс», в Даниловской картинной галерее. И вот опять у нас в гостях Джанна Тутуджан. На сей раз экспозиция её работ представлена в выставочных залах Союза художников на улице Максимова. Звание народного художника было присвоено Тутуджан лишь в 2004 году, но поистине народная любовь и уважение сопровождают её произведения на протяжении всех лет творческой деятельности. Уроженка столицы, она отобразила на своих полотнах судьбу северной деревни максимально ёмко и глубоко, через образы деревенских жителей художница поведала миру о духовной красоте, мудрости и стойкости народного характера. Для расширения сюжетной линии рисунков, их смыслового обогащения Джанна Тутуджан намеренно вводит в них текст: диалоги жителей деревни, их своеобразная речь используются не только как пояснения, но и в качестве изобразительного элемента. Когда художнице задают вопрос о том, что ближе ей как творцу – живопись или графика, она отвечает: «Графика – мои корни, живопись – крона».