Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 18 июня 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/20267/

Отвыкли люди от ранящего театра

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ
Фотографии: Виталий ВАХРУШЕВ

На сцене Волковского театра состоялась премьера спектакля по пьесе Леонида Андреева «Екатерина Ивановна». Режиссёр-постановщик спектакля, лауреат премии «Золотая маска» Евгений Марчелли, обозначив жанр спектакля как «драма с разрывом», предвосхищая возможные недовольство и даже возмущение зрителей, уже в письменном виде, на программке, уточнил – «спектакль для взрослых». 



– Мне бы хотелось видеть в зале людей, которых беспокоят вопросы собственной жизни. Хотелось бы, чтобы зритель вышел из театра потрясённым, – говорит Евгений Марчелли.

Однако скандала избежать не удалось. Некоторые зрители демонстративно уходили в середине действия со словами «Кошмар, до чего Волковский докатился...». Не ошибусь, если предположу, что ни один спектакль последнего сезона волковцев, горячо и страстно обсуждаемый в культурном пространстве Ярославля, вне зависимости от того, под каким знаком – минусом или плюсом – подавали участники своё мнение, не вызвал такого резонанса, как «Екатерина Ивановна». Дабы не быть голословной, приведу лишь некоторые высказывания, прочитанные мною на одном из ярославских форумов. 

«Давно не испытывала по­трясения от спектакля психологического театра. Спектакль искренний и, правда, очень жизненный. Не потому, что так и вправду бывает, а потому что забываешь, что ты в театре». 

«...От увиденного остались неприятный осадок, отвращение, омерзение. Не думала, что попаду на такой ужас дисгармонии. Спектакль не для всех, будьте с ним осторожны». 

«Я считаю, что театр должен давать человеку возможность переживать разные чув­ства и эмоции (не только приятные). Переживание боли, несовершенства, собственной уязвимости – вещь не менее, а может быть, и более нужная, чем переживание прекрасного. Здесь важно глубокое понимание и принятие этой боли».

«Отвыкли люди от ранящего театра. Мы же общество потребления создаём». 

«Мне спектакль не очень понравился. Скучный какой-то. Молодёжь обнажёнкой сейчас всё равно не удивишь. Играли, правда, хорошо. Но сама пьеса скучная. И тема избитая...».

Странная и малоизвестная пьеса Леонида Андреева «Екатерина Ивановна» почти не имеет сценической истории. Она была поставлена Владимиром Немировичем-Данченко на сцене МХТа в 1912 году, чуть позже, в январе 1913-го, в рамках гастролей «Екатерину Ивановну» показывали в Волков­ском. Театральный критик и историк театра Эммануил Бескин так отозвался о той постановке: «Мне кажется, что автор просто ударил публику. И она огрызнулась. Театральная публика консервативна больше какого-либо угодно другого собрания». Однако тот же Бескин признаёт, что среди текущей драматургии «Екатерина Ивановна» – явление крупное.

Эта пьеса об истории взаимоотношений в одной семье. Жена, заподозренная мужем в измене, желая наказать его за недоверие, действительно изменяет ему практически с первым встречным, а потом, не желая или не имея возможности остановиться, скатывается в болото самого гнусного разврата, граничащего с сумасшествием. При всём великолепии актёрской игры (давно «волковцам» Евгению Мундуму, Виталию Даушеву, Николаю Шрайберу, Алексею Кузьмину не представлялась такая блестящая возможность воплотить на сцене столь сложные, психологически противоречивые образы, с чем они справились безукоризненно), спектакль оставляет ощущение полной безнадёжности и внутреннего опустошения. И ещё мне очень хотелось «отыграть» у времени те два с половиной часа, что длилось это действо, и просто не ходить в театр. На вопрос, чем был обоснован выбор именно этой пьесы, режиссёр Евгений Марчелли ответил загадочно, что пьеса сама его выбрала, и уточнил, что тема взаимоотношений мужчины и женщины – «главная его тема в театре».

– Женщина – всегда жертва в мужском мире, – уверен Марчелли.

На вопрос, чего же он хотел добиться спектаклем, в котором женщину насилуют и жестоко избивают, публично унижают и пускают по рукам; в которой муж, пытающийся в самом начале истории убить жену из-за одного только подозрения в измене, в конце повест­вования сам надевает ей чулки, отправляя на прогулку с очередным любовником... – что всем этим физиологичным до отвращения действием хотел сказать собравшимся постановщик, Евгений Марчелли ответил:

– Чтобы мужчины бережно относились к своим любимым, – и уточнил: – Мне хочется думать, что Леонид Андреев был бы доволен этой работой. 

Главную роль в спектакле исполнила актриса петербургского театра «Наш театр» Анастасия Светлова. Её кандидатуру предложил директор театра Борис Мездрич, знакомый с актрисой ещё по совместной работе в Омском драматическом театре. Знаком был с нею и режиссёр Марчелли. Оба они считают, что собственной актрисы в амплуа героини такого масштаба, как Светлова, на сегодняшний день в труппе Волковского театра нет. 

– Спектакль получается сдержанно-страстным. Мы очень старались, чтобы особых внешних проявлений не было. На мой взгляд, это даже не театральный спектакль, а очень жизненный, – полагает актриса.

По мнению Анастасии Светловой, эта самая глубокая роль, которую ей приходилось играть. 

Мне же кажется, что каждому спектаклю должно быть своё время и место. «Екатерина Ивановна» в трактовке Марчелли вполне вписалась бы в театральную афишу столицы, где театров – не один десяток и где зритель имеет возможность выбирать, посмотреть ли ему добродушную и наивную классическую комедию или обнажающий все язвы общества спектакль «с разрывом». Но в городе, где всего лишь два драматических театра и у зрителя по большому счёту нет выбора, куда идти и что смотреть, подобный спектакль не совсем уместен. Заранее можно предположить, что у спектакля будет блестящая фестивальная судьба и что он наверняка будет оценён очередной золотомасочной комиссией, но я не верю в то, что у нового спектакля волковцев будет счастливая репертуарная судьба. Спектакль, который неприятно смотреть, вряд ли надолго удержится в афише, какой бы дорогостоящей не была его постановка. Но это – сугубо моё личное мнение.