Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 22 февраля 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/2028/

«Царская невеста» приглашает

рубрика: Культура
Автор: Елена СТЕПАНКОВА

27 февраля любители музыки увидят один из шедевров мирового оперного репертуара – фильм-оперу «Царская невеста».


Среди опер Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста» занимает особое место.

В этой опере полностью отсутствует сказочный элемент, как в большинстве его опер отсутствуют и народные сцены. В «Царской невесте» композитор раскрывает личную, «интимную, но сильную драму» обыкновенных людей в конкретных исторических условиях.

В основе оперы – одноименная драма русского поэта, переводчика и драматурга XIX века Льва Мея.

Действие «Царской невесты» Мея (написана пьеса в 1849 г.) происходит в драматическую эпоху Ивана Грозного, в период жестокой борьбы царской опричнины с боярством.

Перед слушателями проходят чередой прислужники царя: отчаянный опричник Григорий Грязной, Малюта Скуратов, именем которого матери пугали малых детей, царский лекарь-душегуб Бомелий. В этом мире грубого насилия живет любящая и словно светящаяся своей любовью главная героиня Марфа. Именно к ней приковано сочувственное внимание зрителя-слушателя. Ее-то и сгубил, сам того не желая, Грязной. Ее-то и оторвал от любимого жениха хозяин и повелитель Руси, избрав, вопреки человеческим и божеским законам, царской невестой.

В 1964 году замечательный кинорежиссер Владимир Гориккер снимает фильм-оперу «Царская невеста». В нынешнем сезоне мы смотрим уже вторую работу этого мастера музыкального кино (первая – «Иоланта»). Авторы фильма поставили задачу – вернуть оперу зрителям такой, какой она была задумана композитором.

Фильм «Царская невеста» – эмоциональный и умный рассказ о большой человеческой трагедии в дни жестокого правления Ивана Грозного. О трагической судьбе двух русских женщин – Марфы и Любаши, совсем не похожих друг на друга. Их трагедия – трагедия времени: и покорность, и одинокий протест одинаково ведут к гибели.

Правдивую человечность переживаний героев Римский-Корсаков раскрыл красивой лирической музыкой. Обе арии главной героини Марфы – вершина оперной лирики. Эту партию Римский-Корсаков писал в расчете на голос знаменитой певицы того времени Надежды Забела (Врубель). Вокальные партии исполняют выдающиеся певцы, солисты Большого театра.

Так, Петр Глебов создает образ царя Ивана Грозного, актер удивительно точен и колоритен. Любашу великолепно играет Наталия Рудная (снявшаяся в главной роли – Иоланты). Вокальную партию исполняет Лариса Авдеева, обладающая красивым меццо-сопрано.

Известный грузинский актер Отар Коберидзе играет Григория Грязного, а поет Евгений Кибкало, обладатель красивого, теплого по тембру баритона. Знаменитый бас Александр Ведерников поет партию отца Марфы – Василия Собакина.

В главной роли Марфы – киевская актриса Раиса Недашковская. Вместе с певицей Галиной Олейниченко, обладательницей великолепного колоратурного сопрано и безупречной вокальной техники, они создают живой и вдохновенный, возвышенный образ царской невесты. В роли Бомелия легко узнать популярного актера театра и кино Владимира Зель­дина.

Хочется отметить блистательное мастерство Евгения Светланова, под руководством которого звучат оркестр и хор Большого театра. Он помогает нам заново услышать знакомую музыку, которая поистине потрясает душу.