Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 29 июня 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/20368/

Сага про трёх сестёр

рубрика: Культура
Автор: Лора НЕПОЧАТОВА
Фотографии: Виталий ВАХРУШЕВ

1 июля Волковский театр приглашает ярославцев на премьеру – спектакль «Три сестры» по Антону Чехову. Режиссёр спектакля Сергей Пускепалис признаёт, что пьеса «Три сестры» в процессе работы стала для него настоящим открытием: «Чехова люблю, всегда вижу в нём живого автора, а не засушенного представлениями о минувшей жизни драматурга. Чехов для меня очень чувственный, резкий, физиологичный подчас. И когда мы потянули за верёвочку – такой клубок размотался… Стало всё безумно искрить. Оказалось, что это захватывающая дух история – по сюжету, по событиям, по смене атмосфер. Это некая сага постепенного уничтожения, гибели этих сестёр и всего, что с ними связано…»



Ярославских зрителей ждёт не пьеса-рассуждение, а пьеса-катастрофа. Герои спасаются от приближающихся по их ощущениям беды, смерти, которые с первых реплик уже присутствуют в произведении: «Отец умер…» – так начинает пьеса.

– Этот страх умереть, не испытав счастья, заставляет людей делать глупости, совершать неадекватные поступки, принимать нелепые решения, – говорит о своей трактовке Сергей Пускепалис. – В спектакле будет всё: и комедия положений, и трагедия недоразумений…

История из жизни уездного города наверняка окажется очень близка зрителям. Ведь многие из нас воспринимают свой город как провинцию и думают, что жить хорошо там, где нас нет. Как и у чеховских трёх сестёр, у каждого из нас есть некий идеал, под который мы подгоняем свою жизнь, и терпим крах и неудачи. Чеховские герои постоянно говорят о том, что через 200 – 300 лет жизнь будет другой, лучше прежней, но мы-то знаем, что она ни капельки не изменилась, только, как говорит Тузенбах, пиджаки стали другими. Идеал никогда недостижим. И это страшное и трагическое противоречие нашей жизни – одна из главных тем спектакля.

Тузенбах станет одним из самых заметных героев в пьесе. Режиссёр видит в нём светлое, моцартовское начало. Смерть именно этого героя очень символична…

В спектакле заняты два состава актёров. И хотя нельзя утверждать, что в результате получатся два совершенно разных спектакля, образы главных героев будут в чём-то противоречить друг другу. И в то же время разные Ольги (Наталья Асанкина, Евгения Долгова), разные Ирины (Ирина Наумкина, Мария Полумогина), разные Тузенбахи (Илья Коврижных, Юрий Круглов) окажутся взаимодополняющими.

Машу сыграет Александра Чилин-Гири. Её мужа – заслуженный артист России Валерий Кириллов. В роли Андрея Прозорова занят Кирилл Искратов, это первая главная роль молодого актёра. Его невесту, а затем жену будут играть Евгения Родина и Ирина Веселова.

Довольно неожиданным станет появление не существующей у Чехова жены Вершинина – Клары Наумовны (заслуженная артистка России Ирина Сидорова). Эта героиня придаст новое прочтение образу самого Вершинина (Олег Павлов). 

Сценическое решение спектакля создаёт образ бесприютного существования героев. Декорации, в которых едва намечены окна дома или ведущие двери в сад, – не отсылают зрителя к началу прошлого века. 

– Это спектакль не про декорации, не про прямые спины и манеры, –  отмечает Пускепалис, – он про живых людей, про нашу жизнь…