Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 07 сентября 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/20996/

Странствующий музыкант с родины викингов

рубрика: Культура
Автор: Беседовал Юлиан НАДЕЖДИН
Фотографии: Ирина ПИЧУГИНА

Ярославская филармония открывает сегодня новый сезон концертом европейской классики и норвежской музыки в исполнении нашего симфонического оркестра, хоровой капеллы «Ярославия», звёзд разных поколений – уже имеющей в Ярославле своих поклонников скрипачки Алёны Баевой, дебютантов Собиновского зала – участницы молодёжной программы Большого театра Ульяны Алексюк, одного 

из лучших гобоистов мира Алексея Осейчука (Нидерланды). 

За дирижёрский пульт встанет маэстро из Норвегии Терье Миккельсен, чьё имя знают любители музыки от Бангкока, Токио и Шанхая до Амстердама и Лондона. Музыкант с родины великого Грига дал интервью нашему корреспонденту.



– Только что перед вами на пресс-конференции о новом сезоне филармонии, о концертной жизни Ярославля в году его 1000-летия говорили генеральный директор Российского концертного агентства Дмитрий Гринченко, директор департамента культуры и туризма Лариса Сорокина, заместитель директора филармонии Григорий Быков. Что-то интересное для себя вы услышали?

– Насколько удалось это по переводу на английский, я понял, что у ваших любителей музыки будет большой выбор имён и репертуара на любой вкус. Это здорово, что будут у вас и фестиваль Юрия Башмета, и концерты, посвящённые, например, Году Франции в России, что в камерных концертах выступит элита мирового исполнительства. Не считая солиста Королевского оркестра «Концертгебау» из Нидерландов, моего ярославского партнёра Осейчука, были названы имена флейтиста из Велико­британии сэра Джеймса Гэлуэя, сопрано из «Метрополитен-оперы» Елены Заремба, примы русского балета Ульяны Лопаткиной.

– Какие у вас первые впечатления от предпраздничного Ярославля?

– Мы с переводчицей Юлией приехали накануне ночью и погулять по городу просто не успели. Впечатления есть только от утренней репетиции. Общий язык с вашим оркестром найден, и это главное. А вот стены зала, на мой слух, отражают, пожалуй, больше звука, чем надо. Впрочем, такова акустика пустого зала, а когда его заполнят зрители, очень может быть, что всё придёт в норму.

– Где вы учились, у кого?

– Образование я получил в двух академиях музыки – сначала в Норвегии, затем в Финляндии. Много общался с большой пользой для себя со знаменитым латвийским дирижёром Арвидом Янсонсом, сотрудничал с ним и в Прибалтике, и в Санкт-Петербурге, и в моём родном Осло. С национальными оркестрами Латвии, Литвы и Украины – в Киеве несколько сезонов я был главным дирижёром, записали больше двух десятков дисков с музыкой Грига, других европейских классиков, а кроме того, норвежских композиторов ХХ века, чьи имена, правда, в отличие от Грига пока мало что скажут широкой публике в России.

– Судя по пресс-релизу, вы всегда оказывались в нужное время в нужном месте, как сейчас в Ярославле. Вы с этим согласны?

– Пожалуй, что так. Только добавил бы: оказывался там, где были условия для вдохновения и творческого роста. Играл в городах Германии, где жили, писали музыку Бах, Моцарт, Лист, Брамс, пять лет назад под моим руководством объехал пол-Европы с гастрольным туром Шанхайский симфонический оркестр.

– Знаем, что вы преподаёте в колледже музыки и университете Бангкока – что называется, на краю света. Вы не против, если мы назовём вас странствующим музыкантом?

– Отнесусь к этому как к комплименту, я и есть странствующий музыкант. Впрочем, со своими устоявшимися предпочтениями в искусстве.

– Можно об этом чуть подробнее?

– Люблю романтиков, в том числе и русских, и прежде всего Чайковского. Много играю музыки современной и незаслуженно забытой. Одно такое сочинение – моего соотечественника Олсена, – не звучавшее 110 лет, я включил и в ярославскую программу.

– А как к опере относитесь?

– Преклоняюсь перед этим великим искусством. С особым пристрастием отношусь к «Кармен», операм Верди. Много дирижировал певцам, в том числе и звёздам первой величины, таким как американка Ренэ Флеминг. На спектаклях стараюсь дышать вместе с певцами. Но в оперном театре служить не хотел бы – там слишком много проблем, отвлекающих от самой музыки.

– Чем занимаетесь в свободное время, если оно у вас есть?

– Если говорить о хобби, то это старые автомобили. Правда, коллекция у меня пока небольшая – всего четыре машины. Зато все на ходу.

– Вы ведь в Ярославле впервые?

– Да, не бывал здесь никогда, хотя много читал, слышал о вашем городе с крепкими культурными традициями, со знаменитыми храмами, монастырями и музеями, красивыми бульварами и набережной. К слову, Ярославль и столица Норвегии Осло ровесники, нас связывает древний торговый путь «из варяг в греки» и много чего ещё – это отдельная тема. Скажу только, что в древности ярославцы гораздо больше строили, чем мы. Пока вы украшали свой город, наши воинственные предки-викинги искали удачу в дальних боевых походах. 

– Из всех новостей нашей концертной жизни какая для вас самая интересная?

– Думаю, особой важности новость о том, что у вас подходит к концу возведение культурно-зрелищного центра с двумя залами, в том числе и универсальным, как я слышал, на полторы тысячи мест и что это подарок Президента России древнему Ярославлю к его 1000-летию. Всё так. Собинов­ский зал уютный, но, думаю, он мал для вашего города, достойного такого ценного подарка.