Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 18 марта 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/2350/

«Слово» в графике Фаворского

рубрика: Культура
Автор: Марина ШИМАНСКАЯ

120-летие со дня рождения талантливого русского живописца, графика, иллюстратора, скульптора Владимира Ивановича Фаворского в Ярославском музее-заповеднике отметили открытием выставки. В экспозиции впервые представили полную коллекцию его гравюр, закупленную Министерством культуры специально для нашего музея.


Автор выставки Людмила Михайловна Зуб говорит, что ей важно было не только показать сами гравюры, но и по-знакомить посетителей с той большой и интересной работой, которая предшествовала их созданию. Она знает о ней так много и подробно, что слушателю может показаться – сама была рядом с художником.

Над этой серией Фавор-ский работал 15 лет – изучил Ипатьевскую летопись, работал со старинными рукописями, иконами, знакомился с археологическими находками того далекого времени. Все это позволило ему передать стиль времени, не впадая в стилизацию. Его первые иллюстрации «Слова» появились в 1938 году. Суть поэмы – призыв к единению – уже тогда он передавал даже в мелочах. В заставках на полях – бусы, перстни, братина. Единение – через идею круга.

После выхода книги его пригласили в литературный музей оформить выставку, посвященную юбилею «Слова». Его решение было оригинальным – 17 расписанных досок, на которых поместили и текст. Получилась по сути оригинальная деревянная книга. После закрытия выставки в музее хранить доски было негде – решили отпилить тексты от гравюр, но левкас такого грубого обращения не выдержал.

Заказывали Фаворскому иллюстрации к «Слову» и в 1948 году, но книга так и не вышла. А уже в 1952-м совершенный талант его проявился во всей силе. Все, что осмыслил, понял, пережил за эти годы (во время войны погибли оба его сына), Фаворский вложил в графику. Тогда и появился этот удивительный, ставший хрестоматийным образ Ярославны. Ее прообразом, символом женской верности, силы и скорби стала Ярославская Оранта. Удивительно, что тогда цензура даже в этих гравюрах находила то, что требовалось убрать. Исчез было с одной из гравюр русский воин, «безнравственно» хватающий половчанку. Первоначальный вид гравюры вернулся лишь в годы хрущевской оттепели. Можно только удивляться, как разобрался целомудренный цензор в столь тонком и мелком рисунке.

Теперь авторы выставки предлагают и посетителям найти отличия в тех иллюстрациях разных лет. Подумали и о подарках – на память о посещении выставки здесь можно сделать копии с понравившихся гравюр главного художника «Слова».