Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 06 апреля 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/2650/

Над чем смеялись наши предки

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

В 1839 году в Академии художеств кипели нешуточные страсти. Признанные мастера палитры грудью встали на защиту высокого звания художника. Кто осмелился покуситься на святая святых, спросите вы? Даже вымолвить неприлично – литографы, эти выскочки от рисования. Эти господа утверждали, что за литографией (вид полиграфии, где изображение выполнено на камне и отпечатано на специальном станке) – будущее. Ха-ха! Большинством голосов – тринадцать против одного – мэтры одержали верх на том искусствоведческом ристалище и постановили: рисовальщика на камне художником не признавать...


Но время рассудило иначе. И именно благодаря этому мудрому решению сегодня мы можем оценить разнообразие русского юмора и сатиры в литографии ХIХ – начала ХХ веков. Название выставки, открывшейся на днях в Ярославском художественном музее, заимствовано у лубка (народной картинки) – «Чепуха для смеху, народу на потеху». Лубок откликался на все значимые в общественной жизни события. Упомянутая «Чепуха...» – антиправительственный лубок Петровского времени, практически одна из первых политических карикатур. На листке изображено, как лесные звери с почетом хоронят охотника. Сюжет этого лубка аналогичен другому – «Мыши кота погребают. Небылица в лицах». Оба выпущены старообрядцами, недовольными преобразованиями Петра I, который нарушил дедовскую традицию – сбрил бороду, оставив лишь «коцкие» (то есть кошачьи) усы.

Большинство из 30 литографий впервые покинуло фонды Ярославского художественного музея. Здесь присутствуют лубки, карикатуры, шаржи, юмористические бытовые сюжеты, иллюстрации к литературным произведениям. Каждая картинка сопровождается пояснительным текстом. Вот, например, роспись приданого – от салопа до рукомойника («были три котла да сгорели дотла»), который зачитывает сваха жениху, а невесту наставляет: «слушай жениха – не вертись, что написано – не сердись». Эдакие ретрокомиксы.

Очень забавна «Физиономическая галерея», скопированная неизвестным русским литографом с оригинальных произведений французского художника Оноре Домье.

Хотя большая часть литографической продукции ХIХ века осталась анонимной, история сохранила для нас и несколько известных имен художников-литографов. Среди них – Константин Чичагов и Александр Лебедев. На выставке представлены лебедевские иллюстрации к произведениям Салтыкова-Щедрина и зарисовки Чичагова из альбома «Наш век». Его утомившийся от бесконечных заседаний и задремавший «Думец» столь узнаваем, что кажется: лишь вчера видел этого персонажа на экране телевизора. А ведь минуло больше века!

Выставка литографий, подготовленная научным сотрудником музея Алисой Баузиной, хоть и небольшая, но весьма познавательная. Лично мне, к примеру, было весьма интересно узнать, над чем смеялись наши предки.