Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 08 апреля 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/2687/

С мечтой о половинке шедевра

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

Юбилейные выставки в ярославском отделении Союза художников – мероприятие не совсем рядовое, но все-таки привычное: художников в Союзе много, и у каждого через пятилетку – юбилей, а стало быть, и сопутствующая выставка. Есть такая добрая традиция.


Однако юбилей юбилею рознь. На днях принимала поздравления с днем рождения солидная компания ярославских живописцев (ровно дюжина, если быть точной). Творческой группе художников-станковистов «Аллея» исполнилось десять лет.

Меня давно точил червь любопытства: зачем организовывать отдельную группу в рамках большого творческого Союза? Выглядит это примерно как матрешка: большая – собственно Союз художников России, внутри поменьше – местное, ярославское отделение СХ, еще один шажок к глубинам приводит нас к творческой группе «Аллея», внутри которой теснится-толпится дюжина крошечек-матрешечек. То есть я хотела сказать: уважаемых в Союзе, состоявшихся в профессии, увенчанных лаврами, регалиями и прочими милостями художников. К чему так мудрить?

– Это нормальное явление, – заверил меня председатель «Аллеи», лауреат областной премии имени Опекушина, заслуженный художник России Юрий Жарков. – Такие группы стали появляться во времена великой депрессии для художников (именно так я называю перестройку), когда они были вынуждены выживать сами по себе – не было ни заказов, ни выставок... ни-че-го не было. Официально Союз никто не распускал, но он как бы повис в воздухе. К слову, с тех пор и по сей день у нас нет никакого статуса, мы приравниваемся к клубу любителей вышивки крестом или творческому альянсу кактусоводов-любителей. Мы – бомжи... Так вот в те годы, чтобы не терять творческую форму, мы вместе с Художественным музеем решили создать группу «Аллея». Там же, в музее, и прошла первая наша выставка. Это было 7 апреля 1996 года.

Художники из «Аллеи» – отнюдь не приверженцы одного художественного направления, их альянс зиждется на двух китах: высокий уровень профессионального мастерства каждого и скучная, но неизбежная часть любого творческого процесса – организационные заботы. Судить о достижениях друг друга художники «Аллеи» пытаются непредвзято и коллегиально. На этих же условиях (хором и с единственным критерием отбора – высокий профессионализм) рассматриваются кандидатуры соискателей на право называться «аллеистом». (Символист, импрессионист, «аллеист»... Жаль, что нет такого направления в живописи).

– Но насколько актуален ваш альянс сегодня, когда Союз воспрял духом и недостатка в выставках нет?

– Все имеющее начало когда-нибудь заканчивается. Вот и мы не знаем, будем ли существовать через год, через два. У нас лежат заявления желающих вступить в группу, а я не знаю, что ответить людям. Преимущество же существования внутри нашей группы вот в чем. На коллективных выставках разного уровня художник, как правило, представлен одной – двумя работами. То есть творческого лица автора не получается. А на выставках «Аллеи» мы имеем возможность включить в экспозицию по десять – пятнадцать работ от каждого мастера. Чувствуете разницу? И потом, вредно вариться в собственном соку, надо иметь возможность наблюдать за товарищами, сравнивать, оценивать...

Юбилейная экспозиция «Аллеи», с трудом втиснувшаяся во все пять выставочных помещений Союза, получилась многоплановой, острохарактерной и динамичной. Это и безусловный успех выставочной политики группы, и наглядная демонстрация личного творческого потенциала каждого из членов «Аллеи». Если хотите, это двенадцать – по числу участников – персональных выставок одновременно. Согласитесь – масштабно! И в то же время при яркой, выпукло демонстрируемой индивидуальности каждого художника его альянс с соседями по экспозиционным площадям выглядит очень гармонично.

– Любой творческий союз – это неизменный клубок проблем. О чем «болит голова» у председателя «Аллеи»?

– Как начинается монтаж выставки, так начинаются проб-лемы. Всегда кто-то остается недоволен. Например, не у всех членов группы вызвала восторг идея выставлять авторов «в перехлест», а не по старинке: вот эта стена отдана Леониду Малафеевскому, а следующая – Андрею Жевакину и так далее. Основная же голов-- ная боль председателя – поиск денег на осуществление очередных проектов. Но это как у всех.

Прелести «перетасовки» авторов – налицо. Нет, конечно, и сама по себе серия «Джаз» кисти Владимира Горячева великолепна: редко кому удается так заставить «звучать» холст. Яркая, взрывная, эмоциональная живопись. Но на контрасте с монохромными полотнами Бориса Лейфера (оранжево-кирпичный город-ской пейзаж, натюрморт из серии «белое на белом» и др.), созерцание которых вводит зрителя в медитативный транс, каждый выигрывает вдвойне.

Выделить кого-то одного из авторов невозможно, рассказать о творчестве каждого – фундаментальный труд получится. Поэтому предоставим зрителям судить о новом проекте группы «Аллея» самостоятельно. А пока...

– Юрий Дмитриевич, что бы вы хотели пожелать себе и своим коллегам по «Аллее» в честь десятилетия?

– Пожелать всем художникам достойно завершить творческую деятельность.

– ???

– А что вы так удивляетесь? Мы продержались вместе десять лет, надеюсь, что определенную художественную задачу мы выполнили – на нас равнялись. А по поводу завершения…так люди мы все немолодые. Ну, хорошо, скажу по-другому. Я хочу пожелать каждому создать хотя бы по одному шедевру. Или по половинке шедевра. Потому что все это – персональные, групповые выставки – замечательно, но нельзя за этой суетой и внешним благополучием забывать, для чего на самом деле живет художник. Пена славословий сгинет, а шедевр останется на века.