Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 28 июня 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/28789/

Всем, кого помним

рубрика: Культура
Автор: Иннокентий КАШИН.

Имени собственному как культурному до-


стоянию посвящен третий выпуск журнала секции искусства Верхне-Волжского отделения Российской академии естественных наук (РАЕН) «Ярославль многоликий». Интрига для читателя на сей раз состоит в том, что речь на его страницах идет об именах, до недавнего времени полузабытых или потерянных для нас вовсе, – по нелюбознательности или – хуже – по невежеству, а чаще в силу прямых идеологических запретов. Ставка в этом журнале по-прежнему делается на многолетние научные исследования, добротную аналитику. Таковы очерки Александра Зузульского, Нины Голенкевич, Аллы Аносовской о рассекреченных теперь, полных драматизма судьбах одного из пионеров космонавтики академика Михаила Тихонравова, узников ГУЛАГа талантливого живописца и графика Михаила Соколова, старшего сына Л. В. Собинова – Бориса, пианиста и композитора. Героями публикаций стали ярославский губернатор времен реформ 60-х годов XIX века, убежденный благотворитель, кавалер всех (!) российских орденов контр-адмирал Иван Унков-ский, наши земляки регент, композитор Василий Зиновьев и причисленный к лику святых Русской православной церкви преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев). Есть в «Ярославле многоликом»-3 и свой... антигерой. На такую роль с полным правом претендует авантюрист, автор одиозных мемуаров в стихах, ростовский уроженец Иван Осипов по прозвищу Ванька Каин. Импозант-ная фигура этого доморощенного беллетриста XVIII столетия, отъявленного ворюги и мошенника во всей красе представлена в ироническом эссе Евгения Ермолина. Те из читателей, которые три года назад стали искренними приверженцами нового издания, выпущенного тогда на губернаторский грант, и в третьем номере наверняка отметят верность главного редактора, музыковеда Ирины Бродовой и ее редколлегии своему выбору – отсутствию сколько-нибудь заметного интереса авторов к закулисным интригам, непроверенным сенсациям, всякого рода полемическим передержкам. В лицах и судьбах людей культуры и науки, забытых подробностях истории края, в покаянных размышлениях о горькой цене нашего былого беспамятства журнал продолжает возрождать то, что в советской школе не проходили и что деды наши именовали «духом места». Эти усилия «Ярославля многоликого» отмечены лауреатским дипломом Всероссийского конкурса 2000 года в номинации «специальные издания, пишущие о культуре». Третий номер, как и первые два, щедро иллюстрированный фотографиями работы актера и журналиста Анатолия Пешкова, достойно исполненный полиграфически, издан при содействии НПЦ «Недра». Тираж его в три тысячи экземпляров по нынешним временам можно считать вполне приличным. Однако судьбу этого некоммерческого начинания, инициаторы которого как ходили, так и ходят с протянутой рукой, и сегодня никак не назовешь счастливо сложившейся. Выходит он раз в год, нещадно отставая от жизни. С историей все в порядке. А вот многоликий Ярославль сегодняшний остается для его читателей terra incognita – землей незнаемой. На обложке журнала: портрет графини Эмилии Мусиной-Пушкиной, воспетой М. Лермонтовым и П. Вяземским. Она умерла в расцвете лет от тифа, ухаживая за больными в своем имении во время эпидемии.