Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 01 августа 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/29679/

В кино, конечно, врут, что это тяжкий труд...

рубрика: Культура
Автор: Антон ЧЕРКОВ.

Съемочный день фильма "Захват" сценариста Александра Бородянского и режиссера Эльдара Уразбаева для участников массовки начинался с многообещающего телефонного звонка. Мелодичный женский голос сообщил, что снимать предполагается эпизод на природе под условным названием "Пикник у губернатора".


Гости, то есть массовка, в этом эпизоде должны чинно сидеть за столами и проявлять только умеренный испуг пополам с недоумением, когда доблестные сотрудники ГИБДД (или уже снова ГАИ?) прямо у них на глазах повяжут угонщиков. В общем же все должно восприниматься как некий розыгрыш, предусмотренный сценарием праздника. Потом, правда, по ходу фильма выяснится, что все было всерьез, но это уж забота не массовки, а профессиональных артистов. От добровольных избранников десятой музы требовались лишь соответствующая кинообстоятельствам парадная форма одежды и... запас бутербродов на съемочный день. К последнему совету большинство "массовщиков", собравшихся с утра у гостиницы "Которосль", отнеслись не очень серьезно, рассудив, что раз уж снимается пикник, да еще у губернатора, то гости (пусть даже и невсамделишные) голодными не останутся. Поддерживали это умозаключение личными воспоминаниями и бывалые студенты ТЮЗа, успевшие сняться во многих массовых сценах в самых разных киношедеврах - от "Вора" до "Мусорщика". - Пять долларов за съемочный день и обед - это железное правило, - рассказывал один из них. - Вот если роль со словами, то тут могут попробовать обмануть и заплатить не 30 баксов, как положено, а меньше. Нам-то это не так важно, главное - отметиться и попасться режиссеру на глаза. А вы имейте в виду, что за слова и роли с переодеванием должны заплатить больше. Но столь меркантильный подход массовке тоже был чужд - все предвкушали встречу с волшебным миром кино и пребывали в самом прекрасном настроении, благо, что накануне наконец-то прошел ночной дождик, в воздухе почти не чувствовалось всех уже доставшего запаха гари, было умеренно тепло... В общем, сама природа обеспечивала атмосферу праздника. Поддерживал ее - по крайней мере издалека - и внешний вид места действия: эстрада с гирляндой, сплетенной из воздушных шаров, столы, украшенные флажками и уставленные всякими яствами... Но первое впечатление сразу обломал один из ассистентов режиссера, сурово оповестивший массовку: - Это вам не Голливуд. Фильм малобюджетный, поэтому реквизит не грызть! В том, что столь жесткое обращение было просто милой кинематографической шуткой, мы убедились, подойдя к "рабочим местам" поближе. Все продукты на столах, на расстоянии казавшиеся столь аппетитными, при ближайшем рассмотрении оказались муляжами. Индейки и поросята были сделаны из папье-маше, сыр и сервелат - из обычного картона, а салат и красная рыба - из поролона. Только картошка, помидоры и клубничный морс в кувшинах были настоящими. Водку в графинчиках заменяла, естественно, вода - тоже вполне, впрочем, натуральная и даже, во избежание появления пузырьков на стенках, прокипяченная. Грызть большинство предметов реквизита едва ли кому-нибудь пришло в голову и без специальных предупреждений. Такое своеобразие угощений диктовалось, однако, как мы потом убедились, вовсе не скупостью, а суровой киношной реальностью: когда съемки продолжаются на июльской жаре и под открытым солнцем несколько часов подряд, никакой натуральный продукт такого испытания не выдержит - салат обветрится, сыр и сервелат скукожатся, зелень пожухнет. А поскольку съемка зависит от множества факторов (например, закрыто солнце тучкой или нет), то дополнительные заботы с вынужденной переменой блюд никому не нужны. Так же, как и с кормлением массовки: оно действительно необходимо зимой, а летом талант и голодным походит (хотя бывалые люди с таким рассуждением, по-моему, не согласились бы). Следующим испытанием для соискателей киношной славы был отбор мест и ролей. Наиболее рослых и коротко стриженных решено было нарядить в милицейскую форму - чтобы изображали охрану при "генерале" Сергее Никоненко, а самым представительным дамам выдали вечерние платья, чтобы те походили на жен губернской элиты. Столь почетные роли прошли на ура (хотя избранных и предупредили, что переодевание никакой денежной прибавки тоже не предполагает). Потом прозвучал несколько странный вопрос: - А кто среди вас самый щуплый? Таковым, по мнению костюмерши, оказался бывший летчик Владимир Пелевин, и ему выпала честь сыграть медведя в цыганском ансамбле. На избранника надели шкуру настоящего медведя и обещали заплатить 300 рублей вместо обычных 150. Если учесть, что шкура была темной и плотной, а солнышко стало-таки к полудню припекать изрядно, то "артисту" можно было скорее посочувствовать, чем позавидовать. И вот кино началось. Когда один из гостей (тоже счастливчик - роль со словами) начал произносить приветственный тост по случаю 945-летия родного города, из перелеска с ревом вылетели две гаишные "девятки" и "Волга". Объехав место действия по периметру, "девятки" успешно загнали "Волгу" во-внутрь образованной столами буквы "П", после чего из ее недр извлекли и скрутили злоумышленников. Гости даже было зааплодировали, но помреж заорал возмущенно: - Что за ...! Вы не в цирке, а на пикнике! Пугаться надо, а не аплодировать. Вскакивайте с мест, орите благим матом, под столы лезьте - работайте, в общем. Только под машины не прыгайте, пожалуйста. Второй заезд прошел уже лучше, но, как показалось Александру Бородянскому, уже с перебором: - Не надо паники! Вы хоть и напуганы, но должны подозревать, что это розыгрыш. Вот господин фотоаппарат выхватил - это хорошо... Автору этих строк лестно было услышать про свою "актерскую находку", и при съемке первого дубля я уже собрался ее повторить, но тут возникла заминка. Тостующий засомневался: как ему обращаться к именитым гостям - по званиям или по имени-отчеству. По имени-отчеству лучше, но как зовут персонажей - неизвестно. - Зовите как есть - Сергей Петрович и... Как зовут Лисицына? Анатолий Иванович? Пусть так и будет. Поехали! После трех подряд удачных дублей наступила очередь съемок торжественной встречи генерала с цыганами. И вот тут оказалось, что обращение "Сергей Петрович" в рифму цыганской "К нам приехал, к нам приехал..." никак не влезает. Поэтому цыганам велели петь "генерал наш дорогой", а киногероя Сергея Никоненко переименовали для удобства стихосложения в Петра Никанорыча. Массовка было заволновалась: неужели теперь и сцену с тостом будут переснимать? Но Бородянский только рукой махнул: - Да Бог с ним, все равно потом заново озвучивать будем... В третьем дубле с цыганами "дорогому генералу" в стакан налили не реквизитной воды, а настоящей водки, так что сцена ее распития удалась особенно натурально. А в следующем эпизоде "генерал" вступил на путь импровизации и с цыганами даже сплясал... Наступало время обеда, который полагался... только съемочной группе. Массовка в некотором унынии разбрелась осматривать окрестности Диева-Городища. Многие стали осаждать Сергея Никоненко просьбами об автографе. Он никому не отказывал. После перерыва подобревший Никоненко сыграл разгневанного на подчиненных гаишников генерала особенно убедительно. Александр Бородянский был просто в восторге от генеральского "Р-р-разберемся!" на одном из дублей крупного плана: - Вот это то, что надо! Сквозь зубы, но даже ус приподнялся! Между тем съемочный день становился постепенно все более утомительным: солнце то и дело пряталось в очередную тучку, вызывая незапланированные перерывы. Массовка окончательно заскучала. А когда специально ради крупного плана перед "генералом" и "губернатором" выставили настоящего молочного поросенка, статисты и вовсе не выдержали и смели-таки по-тихому со столов всю картошку, помидоры и черный хлеб. Когда киношники это дело заметили, то не преминули съязвить, указав на тарелку с картонным сервелатом: - А тут вроде долек больше было. Впрочем, особой нужды в реквизите уже не было - от массовки требовалось только смотреть на сцену, на которой конферансье должен был успокаивать встревоженную "наездо-захватом" публику: - Это мы вам показали то, что будет с теми, кому не понравится наш праздник! И все бы можно было на том и закончить, но тут оператору зачем-то понадобилось еще разок заснять публику, объехав ее с камерой на мотоцикле по периметру столов. Ну, надо, так надо. Взревел мотор... и очередной порыв пришедшегося некстати ветра накрыл настоящего молочного поросенка слоем пыли. "Генерал Петр Никанорыч" после этого только вздохнул тяжело, а массовка потянулась к родным автобусам за гонораром... На снимках: актер Александр ЧЕРНЯВСКИЙ, играющий инспектора ГИБДД, и Владимир ПЕЛЕВИН в роли медведя; фильм малобюджетный, реквизит не грызть; за бутафорским столом Сергей НИКОНЕНКО (в центре), сзади него стоит автор сценария Александр БОРОДЯНСКИЙ; сцена захвата. Фото автора.