Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 15 августа 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/30084/

Шестое августа по-старому - преображение господне

рубрика: Культура
Автор: Марина ШИМАНСКАЯ.

Сегодня в Ярославле открывается фестиваль хоровой и колокольной музыки "Преображение". В этом году он пройдет на ярославской земле в десятый раз. О том, как зарождался и развивался фестиваль, вспоминают директор государственного музея-заповедника Елена Анкудинова и корреспондент "Северного края" Марина Шиманская.


Можно сказать, что идея фестиваля возникла совершенно случайно. Заведующий историческим отделом музея-заповедника Виктор Павлович Алексеев, не строя далеко идущих планов, собрал небольшую выставку колокольчиков. Да и какие планы можно было иметь, если во всем музее тогда хранилось всего 5 - 6 разбитых колоколов и небольшое количество колокольчиков. Но после открытия этой выставки ее авторы получили приглашение на конференцию, посвященную истории колоколов. Ярославских музейщиков тема заинтересовала, тем более, что фирма Оловянишниковых, чьи колокола звенели по всей России, находилась и процветала многие годы именно в нашем городе. На выставку "Колокола и современность" поехала Елена Андреевна Анкудинова, в то время заведующая архитектурным отделом музея. Там она познакомилась с Юрием Васильевичем Куклачевым, автором книги "Загадки звучащего металла". В России он считался главным знатоком колокола. И хотя в ярославском музее была лишь скромная выставка колоколов под звонницей, в 1988 году музей вступил в ассоциацию колокольного искусства. Е. А. Анкудинова: - К тому времени я всерьез заинтересовалась колоколами и пригласила работать в музей музыковеда Наталью Коровскую. Но мы по-прежнему не знали, с чего начать: не было сведений о фирме Оловянишниковых, никакого архива не сохранилось. И вдруг в 1989 году мне повезло. По Волге шла очередная акция возрождения "не пойми чего". Я должна была вести экскурсию. Стою у церкви Рождества Христова, рассказываю. Вдруг подходит ко мне человек и спрашивает, не знаю ли я где в городе купеческие дома. Я сразу почувствовала, что он скажет дальше! Он искал дом своего деда - Николая Ивановича Оловянишникова. Я закричала: "Отойдите от него, он мой". Потом, вспоминая эту сцену, Коля Прянишников говорил: "Я и не знал, что в Ярославле есть такие эмоциональные женщины". Это была судьбоносная, счастливая встреча. Оказалось, что жива дочь владельца завода, что семья эта очень интересная и историю свою сохранила. Сделали выставку об истории семьи Оловянишниковых, об известном в России заводе. После этого родилась идея восстановить хотя бы маленькую звонницу. В лютый холод на своей машине из Архангельска приехал Владимир Петровский. И, несмотря ни на что, мы восстановили звонницу, появилась возможность открыть колокольные звоны. Легко сказать - открыть в городе колокольные звоны. С того времени, когда звук колокола был для каждого человека радостью, праздником, минуло почти столетие. Выросло поколение, воспитанное на звуках горна и барабана. Не удивительно, что первые колокольные концерты вызывали возмущение у части горожан - громкие звуки мешали жить. С колокольными звонами надо было знакомить заново. Е. А. Анкудинова: - Колокольные звоны мы открывали в 1991 году - в день путча. Я думала, никто не придет. Под проливным дождем стояла и мурашки шли не от холода, а от страха - смотрела на людей под зонтами и думала: вдруг сбегут, ну кто будет час стоять под дождем? Но люди не только не уходили, а прибывали. Некоторые плакали, мужчины подходили, целовали руки, благодарили. Приятно было чувствовать свою нужность. За первый концерт переживал весь музей. Сколько сил положили, чтобы затем восстановить звонницу, директор музея В. И. Лебедев, его заместитель Л. Я. Климовицкий, Ю. А. Андреев. А сколько было добровольных помощников, которые приходили и предлагали свою помощь! И куда бы ни обращались музейные сотрудники - отказа не было. Наверное, поэтому фестиваль быстро перерос музейные рамки и стал общегородским праздником. Е. А. Анкудинова: - За время восстановления большой звонницы родилось великое множество... анекдотов. У колоколов не было языков, их надо было отливать. Делали это на разных заводах, разными путями. Всем понятно, что значительное ускорение в работе придает "жидкий доллар". Но купить водку в магазине не было возможности - просто времени и сил не хватило бы отоваривать водочные талоны. Две мои подруги подарили по бутылке водки. Это был первый спонсорский взнос к открытию звонов. Общими усилиями, серьезно и с анекдотами, звонницу восстановили. Мощные, красивые звуки поплыли над Волгой и Которослью, над центром города. Теперь можно было всерьез говорить о большом фестивале. Е. А. Анкудинова: - Мы назвали фестиваль "Преображение". Время его проведения - август. В концертном отношении это глухой сезон - и сложности возникают. Но в дни фестиваля должен обязательно входить праздник Преображения Господня. Так, к первому символу фестиваля - колоколу - присоединились еще два - ангел и яблоко. Не отметить день Преображения Господня в самом древнем ярославском храме - Спасо-Преображенском соборе - грех перед Богом и перед людьми. Получить освященное яблоко из древнего храма в такой праздник - радость для горожанина огромная. Литургия в этот день обязательна, и церковный праздник идет по всем канонам. А рядом, в продолжение, - музейный праздник. И пока это один из немногих примеров такого взаимопонимания Церкви и музея. Е. А. Анкудинова: - Благословение у владыки мы берем только на службу в храме. Фестиваль сложился на музейной почве, и мы развиваем его именно в этом направлении. Проходят научные чтения, материалы отбираются очень строго, как правило, это доклады общероссийского уровня. На фестивале оттачивается мастерство звонарей. Свои персональные концерты давал Владимир Петровский. Его номера назывались "Альтестрателентекумерис" - это такие облака, очень-очень высоко - и звон был тонкий, чудный, необычный. Памяти Высоцкого была композиция "Белое и черное", очень интересен его "Сказ монаха". Вольное обращение с колоколами вполне могло не понравиться не только церковным иерархам, но и людям верующим. Но удивительная вещь - колокол не позволяет звонарям далеко уйти от традиции звона. А иногда от вольных композиций возвращает к традиции. Хозяином звука остается колокол, а не музыкант, каким бы виртуозным талантом он не обладал. Е. А. Анкудинова: - Изюминкой фестиваля была отливка колокола. Первый раз нам казалось - затеяли невероятное. С помощью пылесоса делали поддув. Отлитый в 16 кг колокол для нас был чудом. А когда на следующий год отлили колокол в землю, как и полагается по традиции, на 240 кг - это было уже что-то само собой разумеющееся. Эта работа с Божьего благословения, она проходит под знаком удачи. Кстати, когда вела концерты во время дождя, поднимала голову к колоколам и говорила: "Считалось, что колокола разгоняют тучи". И какая бы погода ни была, над звонницей возникал кусок голубого неба. Как говорится: хочешь - верь, хочешь - не верь. Но сознание многих так закостенело, что и в очевидное уже не верят. Кого только не встретишь во время фестиваля на территории монастыря - рыцари, гусары, всадники. Каждый праздник - новое театрализованное представление. И музейные стены уже тесноваты для фестиваля. Концерты лучших российских коллективов проходят в филармонии, театре им. Волкова. Закон фестиваля - работать только с высококлассными коллективами. Е. А. Анкудинова: - Замахнулись мы на "Свадебку" Стравинского. Я пошла на это только по незнанию, не представлялала, что это будет так сложно. Для постановки "Свадебки" нужен был черный линолеум 120 кв. м, который мы с трудом нашли на Санкт-Петербургском корабельном заводе. Потом он нам был не нужен, но "Свадебка" удалась. Фантазии, энтузиазму и организаторским способностям создателей фестиваля "Преображение" можно только удивляться. Каждый год - совершенно новая программа, показ новых возможностей колокольных звонов, приобщение новых профессиональных коллективов. Только благодаря упорству создателей "Преображения" он стал туристским фестивалем, на который едут из других городов; на территории музея возник в бывшем храме ярославских чудотворцев прекрасный концертный зал, фестиваль становится визитной карточкой Ярославля. Сколько же стоит эта визитная карточка - в наше время это вопрос не праздный. Е. А. Анкудинова: - Первые фестивали проводили за очень небольшие деньги. Фестиваль жил и живет за счет волонтеров, к нам очень хорошо относятся. Серьезные коллективы запрашивают небольшие гонорары. Приезжают из-за границы и участники, и консультанты. Благодаря этому мы осуществили много интересных проектов - хор и орган, орган и колокола - мало кто может похвастать таким разнообразием. Надо признать, что фестиваль "Преображение" давно перешагнул рамки города. Мы с вами стали свидетелями рождения прекрасной, талантливой традиции. У фестиваля есть свой зритель - задолго до его начала в музее раздаются звонки: "Когда? Что нового в этом году?" Е. А. Анкудинова: - Новое постоянно вносится в каждый фестиваль, и сейчас в стадии разработки находится очень серьезный проект. Пока это секрет, но если получится все, что задумали, это будет уже фестиваль международного уровня. Фото из архива Сергея МЕТЕЛИЦЫ (ИТАР-ТАСС).