Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 29 августа 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/30500/

Любителей классики просят не беспокоиться

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Если вы приходите в восторг от "Лебединого озера" или с томлением в груди вспоминаете те времена, когда кружились на танцплощадке в вихре вальса-бостона, то делать вам на V Международном фестивале "Искусство движения-2002" явно нечего. Удовольствия определенно не получите, зато приобретете головную боль и измучаете себя и окружающих бессмысленным вопросом "Куда катится мир?".


Уж чего точно нет на этом фестивале, так это академичности, консерватизма и скуки. Присутствующие, как участники, так и зрители, абсолютно расторможены: кто-то лежит перед рядами зрительских кресел - ему так удобнее, кто-то делает приятелю массаж. Или вот, к примеру: шел-шел человек к своему месту и вдруг отчебучил такое замысловатое па, свернувшись спиралью, что диву даешься - как только он что-нибудь себе не повредил. Остальные - ноль внимания. Сами такие же. Насмотревшись на эти чудеса, уже и сам принимаешь позу поудобнее. И не потому, что хочешь казаться таким же или задался целью эпатировать окружающих. Просто столь явное несоблюдение правил хорошего тона, принятых на подобных мероприятиях, расслабляет и завораживает. И вот уже лезет в голову забавная мысль: "А нужен ли вообще этот законсервированный церемониал?" А ВЫ ХИП-ХОП СПЛЯСАТЬ МОГЛИ БЫ? Станцевать можно что угодно и подо что угодно - хоть под скрип разматываемого скотча, умотавшись в кокон из липкой ленты к концу выступления. Но уточним - это не танцы, это перфоманс. Перфоманс (англ. performance - выступление, исполнение, игра, представление) - форма современного искусства, короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой. Коренное отличие перфоманса от театра состоит как раз в том, что исполнитель или участник художественной акции совершает абсолютно реальные действия, которые ничего, кроме них самих, не изображают. Смысл же заключается в сфере глубоко индивидуальных, эстетических и событийных переживаний очевидцев и соучастников. Качественным параметром перфоманса является "чистота", то есть свобода от прямых и близких ассоциаций, демонстративная элементарность сюжета и изобразительных средств. Перфоманс предполагает отказ от привычных ожиданий и подходов к нему как произведению искусства. Наиболее правильной здесь окажется незаинтересованная оценка случайного прохожего, который воспринял увиденное как обычное жизненное впечатление, странный случай, не успел встать на позицию потребителя эстетических ценностей и потерять самостоятельность суждения и незамутненность чувства. Признаюсь честно, все эти заумности я узнала значительно позже, почерпнув их из словаря, уже после личного знакомства с перфомансом. А посему смотрела представление с весьма "замутненными чувствами". ТАНЕЦ О ПРЕВРАТНОСТЯХ ЛЮБВИ Главными действующими лицами четвертого, зенитного дня фестиваля стали гости из Словакии. "DuWa dance" - это независимая танцевальная компания, которая объединяет двух танцоров и хореографов современного танца - Яро Винарски и Томаша Кривосика. В ноябре прошлого года они показали свой первый совместный перфоманс "Внутренние правила" и решили основать танцевальную компанию. Они долго искали какую-либо фразу или концепцию, которая помогла бы выразить их видение искусства. И нашли. Это были два немецких слова - dichtung und warheit (поэзия и правда), которые являются основой для честного и личностного искусства. Так партнеры изобрели слово DuWa. Пытаясь объяснить суть предстоящего зрелища, даже ведущий замялся. Нам предстояло увидеть трагедийность взаимоотношений двух... бойфрендов. (Редкий случай, когда я с благодарностью употребляю "американизмы" - как иначе, не вдаваясь в ненормативную лексику, назовешь то, что происходило на площадке? - Авт.) Хотя, конечно, давно миновали те времена, когда в Советском Союзе не было секса, и ток-шоу "Про это" уже никого не шокирует. Словацкие танцоры показали достаточно драматичный спектакль о том, как Он любит Его, а Он (тот, кого любят) сомневается, колеблется, но в конце концов уступает Великой Любви. И вот уже дружно, обнажившись до плавок, они вытанцовывают хеппи-энд своей такой непростой мужской любви. Безусловно, профессионально и страстно, трагедийности сюжета хватило бы на несколько индийских мелодрам. Но в тот момент, когда казалось, что все уже закончилось и неподготовленному зрителю ("с замутненными чувствами") можно вздохнуть спокойно, танцоры вдруг решили продолжить обнажение, хотя и оставалось на них всего ничего - беленькие плавки. Нет, стриптиза в полном смысле этого слова продемонстрировано не было, но даже самой идеи обнажения я не поняла: к чему, когда и так уже все сказано, разжевано и в рот благодарному зрителю вложено? Однако публика приняла сие восторженно и бисировала минут пять. Но это не помешало ей, публике, обмениваться в антракте недоуменными репликами. - А что, собственно, это было? - Ну как же - рассказ про Это. - И все? Нет, то, что это про Это, я поняла, но хотелось какой-то глубины... Все слишком просто. Вот и мне хотелось какой-то иной глубины, хотя прекрасно известно, что всех сюжетов в мировой литературе - раз, два и обчелся. Но все-таки, все-таки... ЯБЛОКО ОТ ДЕВУШКИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ Выступали в этот день и Перфоманс-Трио (Москва - Ярославль). Точнее, солистка этого коллектива Елена Романова с композицией "Яблоко". В целом работы Перфоманс-Трио можно отнести к направлению, называемому в Европе и Америке "новым танцем" (new dance). Выступления становятся результатом исследования определенной темы через танец, движение, текст и голос. В своих выступлениях исполнители соединяют постмодернистки осмысленную хореографию и импровизацию (часто используя contact improvisation), условности театра и "непосредственность" существования. Самым "сильным", кульминационным моментом затянувшегося минут на двадцать загадочного, ломаного передвижения по площадке актрисы (сюжет танца, как я ни старалась понять происходящее, все-таки от меня ускользнул. - Авт.) было швыряние в зрителей яблоками (хорошо, что не яйцами). Все мгновенно развеселились и стали с аппетитом хрустеть пойманными трофеями. Нет, я понимаю, что перфоманс - это артистическая провокация, вызов, энергия которого необходима для исследования реальности. И даже далекому от этого направления искусства человеку нетрудно восхититься тем, что артисты вытворяют со своими телами: пластика, отточенность движений, энергетический посыл каждого жеста изумительны. И все-таки перфоманс - это представление "с открытым концом" - сама жизнь (зритель) должна откликнуться на эту провокацию и направить действие по-своему. Я, очевидно, не тот зритель. Но посмотреть на это, безусловно, стоит. Даже если вы ничего не поймете, уверяю - скучно не будет. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.