Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 30 августа 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/30600/

"Шаровые" мультики пока не для нас

рубрика: Культура
Автор: Зинаида КОНСТАНТИНОВА.

Сегодня исполняется ровно 125 лет с того дня, как французский художник и изобретатель-самоучка Эмиль Рейно запатентовал сконструированный им аппарат с мудреным названием праксиноскоп. Ему и в голову не могло прийти, что его изобретение откроет новую эру в искусстве - мультипликационное кино.


О людях, делающих мультфильмы, говорят, что они волшебники экрана. Действительно, в мультипликации много необычного, начиная с самого рождения этого своеобразного искусства, появившегося на 10 лет раньше кинематографа. Все началось с ученых. С начала XIX века физики, математики стали изобретать аппараты, способные придавать разрозненным картинкам эффект плавного движения. Техническим конструкциям давались причудливые названия - фенакистископ, зоотроп, стробоскоп. В них оживал неподвижный рисунок. Для того времени это было чудо. Но его мог наблюдать только один человек в самом аппарате. А как сделать, чтобы живые картинки могли видеть много людей сразу? Об этом задумался преподаватель естественных наук Эмиль Рейно. Объединив эффект оживления рисунка с возможностью проекции его на экран, изобретатель-самоучка сотворил еще одно чудо. И вот в Париже, на Монмартре, в маленьком театре при музее восковых фигур состоялся сенсационный показ светящихся пантомим на экране. Но это еще не был мультфильм. "Фильм" по-английски означает "целлулоидная пленка", а Рейно делал рисунки на бумажной ленте. Но он продолжал совершенствовать свое изобретение, и вскоре появились рисунки на прозрачных желатиновых пластинках. В 1876 году Рейно изобрел прибор праксиноскоп, который наконец-то позволил осуществлять световую проекцию движущегося изображения. Так родился первый мультфильм. Научно-технический прогресс шагнул с того времени очень далеко. Нынешние новейшие технологии съемки мультфильмов по сравнению со своим прародителем кажутся просто фантастическими. Среди них - так называемая система ИМАКС. Ее разработали около 20 лет назад японцы и канадцы. В России тоже начинали делать разработки, но из-за отсутствия финансирования все заглохло. В этой системе кинопленка имеет самый большой кадр в мире, кадры располагаются не поперек пленки, а вдоль, в каждом - 15 перфораций. Для проката фильмов все должно быть специальным: аппаратура, кинопроекция и кинотеатр. Представьте себя внутри разрезанного полого шара, который является вогнутым экраном. Его размеры могут достигать высоты в шесть этажей. Поскольку экран не плоский, картина деформируется, но зато создается эффект погружения зрителей в действо. Такова система ИМАКС. Первым мультфильмом, снятым специально для сферического экрана, был "Старик и море" ярославского художника-аниматора Александра Петрова (на снимке). Как же попал наш земляк на пик кинопрогресса? Оказывется, по причине... бедности. Денег на постановку у нас, как водится, не оказалось. Они нашлись в Канаде. Но там Петрову поставили условие: делать фильм только в системе ИМАКС. На создание фильма ушло два с половиной года. Еще бы, ведь на съемку одной минуты экранного времени уходил месяц. Сейчас фильм "Старик и море" закупили многие страны, где есть кинотеатры ИМАКС. Он был показан в Англии на "королевской" премьере в присутствии принца Чарлза. Потом от царственной особы ярославскому оскароносцу пришло восторженное письмо. К сожалению, российским зрителям хемингуэевский мультгерой недоступен: в России нет кинотеатров ИМАКС, а чтобы показывать на обычном экране, нужно разрешение, ведь по условиям контракта прокат возможен только на спецэкране. - Я надеюсь получить разрешение на показ, думаю, скоро мы будем показывать фильм "Старик и море" на 35-миллиметровой пленке, - говорит Александр Петров. - Сейчас идет подготовка программы, в которую войдут и другие мои работы - "Русалка", "Корова", "Сон смешного человека". Мы делали разовые показы в российских городах. Интерес у кинопрокатчиков к нашим анимационным фильмам есть, и желание приобрести - тоже. После встречи А. Петрова и канадского художника-аниматора Ф. Бака в кинотеатре "Волга", Александра Константиновича окружили зрители, говорили, что очень хотят увидеть фильм "Старик и море". Возможно, это произойдет в конце года. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.