Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 04 мая 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/3073/

Четыре раза по пятнадцать

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

...Под потолком торжественно завис воздушный шар. Нагретый до парниковой температуры воздух выставочного зала Союза художников то и дело пронзали бумажные молнии крошечных самолетиков, на которых – чин по чину – были указаны ФИО автора затеи и всяческие его почтово­телефонные координаты. Некая барышня, взгромоздившись на куб внушительных размеров и оказавшись практически вровень с шаром, вдохновенно выдувала мыльные пузыри.


Среди приглашенных то и дело мелькали фигуры в напудренных париках, облаченные в камзолы Петровской эпохи: это актеры из Переславского самодеятельного театра готови­ли спич в честь героя празд­ника.

Сам герой, увенчанный капитанской фуражкой, – бодрый, шаловливый и уютный, как кот Матроскин – фланировал по залу со стопкой буклетов под мышкой и раздаривал их гостям, предварительно надписав на обложке всяческие комплименты одариваемому. Так – шумно, с песнями и танцами, с пионерской непосредственностью и аналогичным энтузиазмом – художник Валерий Павлович Зуб праздновал свое шестидесятилетие. Впрочем, именно про таких, как он, была сложена популярная некогда речевка: «Нам никогда не будет шестьдесят, а лишь четыре раза по пятнадцать».

Юбиляр широко известен в первую очередь как экспозиционер. В его буклете раздел «Перечень работ» заканчивается на скромной цифре... 52. Он является автором таких музейных экспозиций, как «Слово о полку Игореве», «Совет­ский раздел», «Афган» (Ярославский музей­заповедник), «Евпраксия» (музей истории города Ярославля), музея­усадьбы «Карабиха». В течение многих лет он сотрудничает с Переславским музеем­заповедником, являясь практически «отцом родным» усадьбе «Ботик Петра I». Перечислять, что конкретно сделано там талантливейшими руками Валерия Павловича, – собьешься со счету, поэтому остановимся на лаконичном «все». (Более подробно о творчестве Валерия Зуба «Северный край» рассказывал 4 февраля.)

Очень многие нашумевшие экспозиции разных лет в том или ином формате – фотографии, макеты и даже целые фрагменты – присутствовали и на юбилейной выставке Валерия Зуба. Таким образом, у собравшихся гостей появилась редчайшая возможность: побывать одновременно на нескольких десятках выставок, объединенных одним именем.

Не менее плодовит и оригинален оказался Валерий Павлович и в качестве художника­графика, что особенно приятно: эта сторона его творчества менее знакома широкой публике. Его экслибрисы и дружеские шаржи (последних насчитывается несколько тысяч, ибо все, достойное внимания, наш герой тут же берет «на карандаш») как нельзя лучше продемонстрировали высочайший уровень профессионализма юбиляра. Ибо общеизвестно: при минимуме выразительных средств художник вынужден выкладываться по максимуму.

– Тут за краску не спрячешься, – справедливо заметил кто­то из гостей, – тут рисовать надо уметь.

Однако прятаться за что­либо известному экспозиционеру и художнику Валерию Зубу нет нужды. Он, безусловно, состоялся в разных творческих ипостасях и, что не менее важно, полон юношеского энтузиазма в освоении новых художественных пространств.