Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 05 сентября 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/30757/

Нет жизни без игры

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

На берегу Рыбинского водохранилища, уткнувшись носом в бок верного друга лайки Таймыра - Таймы, как называли его все домашние, - сладко посапывает маленькая девочка. Снятся ей дальние страны и великие открытия - ведь совсем скоро она станет путешественником и геологом, надо только чуть-чуть подрасти. И ей невдомек, что родители уже с ног сбились, разыскивая свою пропавшую шестилетнюю дочь, которую жажда странствий и открытий занесла за много километров от дома, расположенного в поселке ГЭС. Словом, "ищут пожарные, ищет милиция", а она досматривает третий сон под бдительной охраной Таймы. Ох, и влетело тогда Танечке! Пожалуй, впервые за всю ее небольшую жизнь.


Хотя нет, вспоминает она. Точно также ругала мама Таню двумя годами ранее, когда дочь прибежала из садика и звонко пропела где-то услышанное: "Берия, Берия вышел из доверия. А товарищ Маленков надавал ему пинков". Но мама почему-то вместо похвалы жутко побледнела, зажала рукой рот и, надавав оплеух, заявила: "Если ты еще раз где-нибудь это скажешь, больше меня никогда не увидишь". "Наверное, я плохая девочка, - подумала тогда Таня, - и мама собирается от меня уйти". Невдомек крошке, что на дворе 53-й год, и сознание того, что за неосторожное слово вся семья может отправиться в места не столь отдаленные, еще очень сильно. Эти два эпизода, пожалуй, были единственным "негативом" детства. Но по причудливым изгибам памяти именно о них вспоминает актриса академического театра им. Ф. Волкова Татьяна Иванова, когда речь заходит о детских годах. Остальные картинки первых лет жизни яркие и красочные, как монпансье. Вот, к примеру, большое шумное застолье в родительском доме. Взрослые - за столом, дети - под столом. Но когда начинались песни (а надо сказать, что дома очень любили петь, у мамы был звонкий, "руслановский" голос), маленькую Таню непременно извлекали из-под стола, ставили на табуретку, и папа голосом конферансье объявлял: " А теперь перед вами выступит Таня Опаркина". И Таня заводила "Называют меня некрасивою, так зачем же он ходит за мной" и имела большой успех. Наверное, с тех сольных выступлений и началась Танина "сценическая карьера". А, может, непоследнюю роль сыграла и та гордость, которую испытывала Таня, когда из-за кулис смотрела на маму, нарядную, в белом платье, поющую со сцены. К сожалению, мамина страсть к искусству так и не реализовалась - дальше участия в художественной самодеятельности она не пошла. Но когда дочь всерьез заявила ей о том, что она хочет стать актрисой, мама сказала: "Я буду очень рада, доченька. Мне не удалось блистать на сцене, так пусть у тебя все сложится так, как хочется". Но до реализации столь глобальных планов было еще далеко. После окончания 8-го класса она отправилась "учиться на актрису". Естественно, не взяли - мала еще. И тогда Таня поступила... в торгово-кулинарное училище, закончила его и некоторое время честно работала продавцом промышленных товаров. Только-только родители вздохнули с облегчением - все-таки дочь определилась с профессией - как она, никому ничего не сказав, отправилась вновь штурмовать театральное училище. И поступила на курс Фирса Ефимовича Шишигина и Лидии Яковлевны Макаровой. Было это в 1969 году. Нельзя сказать, что учеба давалась ей легко. Среди богемных, приехавших из Москвы однокурсников, чувствовала себя невзрачной провинциалочкой, держалась особняком. Но тем не менее именно ее, единственную с курса, Фирс Шишигин пригласил в труппу театра им. Ф. Волкова. А началась сценическая карьера молодой актрисы, как ни странно, именно с роли эдакой столичной штучки, аристократки-небожительницы из пьесы "Безымянная звезда", которую столь блистательно сыграла в телевизионном фильме Анастасия Вертинская. И вот, работая над этой ролью, Таня решила хотя бы визуально приблизиться к недоступному для нее имиджу "голубой героини" и не придумала ничего лучшего, как покрасить пышную каштановую копну своих волос в ослепительно белый цвет. Увидев такую "неземную красоту", Фирс Ефимович чуть не подавился сигаретой. "Марш в кабинет! - пророкотал он. "Меня - в кабинет, маму - в кабинет, завтруппой - в кабинет, парикмахера - в кабинет, и такой разнос нам устроил! Так и не удалось мне стать "голубой героиней", даже чисто внешне", - с улыбкой вспоминает Татьяна Борисовна. Зато были другие, яркие, характерные роли - Василина в "Снегах", Клавдия в "Солдатской вдове", Анисья во "Власти тьмы"...Более того, в творческом архиве Татьяны Ивановой есть даже две императрицы - Екатерина I и Екатерина II! Разве может сравниться с такими роскошными ролями какая-нибудь Золушка или Белоснежка? Но вот парадокс - тоска по несыгранному всегда жива в актрисе. Любой прожитый год не только приносит с собой новые роли, но и отодвигает все дальше и дальше то, что хотелось бы сыграть, но так и не было суждено. В этом печальном списке "нереализованного" у Татьяны Ивановой остались Леди Макбет Мценского уезда, Настасья Филипповна, героини "Пигмалиона" и "Трактирщицы" Гольдони. Жизнь на сцене у Татьяны Ивановой складывается так, что она почему-то все время попадает в спектакли-долгострои. Нет, работы в конечном итоге получаются блестящие, приносящие много радости и удовлетворения, но полтора года репетиций "Леса", больше года затянулся репетиционный период у "Спиритов"...Поневоле душа начинает рваться сыграть что-нибудь прямо здесь и сейчас, а не когда-нибудь потом! Так возникла антреприза, куда Татьяну Борисовну пригласил Сергей Куценко. И сыгранные здесь роли, пусть в пьесах легких, принесли актрисе настоящую искреннюю радость общения со своим зрителем. Люди, далекие от закулисной жизни, зачастую накладывают трафареты сыгранных судеб и характеров театральных персонажей на личную жизнь актрисы. Не миновала эта участь и Татьяну Иванову. Жесткая, властная, дерзкая женщина, знающая, что именно она хочет от жизни, идущая к своей цели, не взирая на препятствия - именно такой собирательный образ героинь Татьяны Ивановой. А в жизни? Нет, она не мечтательница - даже в Новый год под бой курантов загадывает лишь те желания, в реализации которых сама сможет принять деятельное участие, она реалистка. Актриса из тех, кто жадно, взахлеб, живет здесь и сейчас, и ей жаль тратить драгоценные часы на бесплодные мечтания. "Времена не выбирают, в них живут и умирают", - это и про нее некогда сказал поэт. Но при всем своем реализме Татьяна Борисовна всюду носит с собой маленькую иконку Николая Чудотворца, купленную некогда в Иверской церкви. Уверенность в своих силах, самодостаточность не мешают ей приходить на любимое место на Волжской набережной и просить у Всевышнего благословения перед каждой новой ролью. А если уж до конца абстрагироваться от достаточно навязчивого сценического имиджа и попытаться представить Татьяну Борисовну в минуты досуга, что называется, "в простоте", то вы застанете ее за разложенным на столе веером карт - она отчаянная, страстная, азартная картежница! - и горкой хорошо прожаренных семечек. Правда, даже в этой домашней обстановке будет идеально, как "на выход", причесана и накрашена. Ибо Татьяна Иванова не только Актриса с большой буквы, но и Женщина. Хотя, скорее всего, наоборот: сначала Женщина, а потом Актриса. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.